Словарь по христианству З ЗОСИМА

ЗОСИМА

ЗОСИМА – папа Римский с 18 марта 417 г. по 26 декабря 418 г.; святой католической церкви. О его жизни до занятия им папского престола почти ничего не известно. Считается, что Зосима был по происхождению грек и родился в Каппадокии, а имя его отца было Аврам (по другим данным – в Мезораке, Калабрия). Судя по имени отца, он был по национальности евреем. Историк Адольф фон Гарнак (1851–1930 гг.), опираясь на имя отца Зосимы, также утверждал, что его семья была еврейского происхождения. Говорят, что Зосима страдал эпилепсией, и его несколько раз принимали за умершего. Был избран папой Римским через шесть дней после кончины своего предшественника – Иннокентия I (401–417 гг.). Едва став папой, Зосима утвердил Патрокла епископом Арля. Более того, он был сделан папским наместником в Галлии. Ни один галльский священник не мог отправиться в Рим без верительного письма за подписью Патрокла. В 400 г. административный центр Галлии был перенесён из Трира в Арль. Поэтому Патрокл при поддержке имперского военачальника Константина воспользовался этим фактом для своего возвышения. Епископы Нарбонна, Марселя и Вены расценили поступок Патрокла как нарушение собственных прав и обратились за поддержкой к Зосиме. Однако спор епископов оставался нерешённым вплоть до понтификата Льва I Великого (440–461 гг.). В честь епископа Арля Патрокла был устроен фестиваль, который посетил папа. Патрокл спорил за епископство с императором Западной Римской империи в 421 г. Констанцием III и сумел завоевать доверие нового папы в этом споре. Ещё 22 марта 417 г. он получил письмо папы, которое возлагало на него права митрополита над всеми епископами галльских провинций. Кроме того, Патрокл объявлялся своего рода папским викарием в Галлии: ни один галльский священнослужитель не допускался к поездке в Рим без разрешения Патрокла. Капризный нрав папы Зосимы серьёзно сказывался на ходе споров, в которых он принимал участие. Так, в Галлии, Африке и Италии к моменту его смерти духовенство сильно перессорилось из-за непостоянства папы в поддержке той или иной спорящей стороны. Он также принял решительное участие в затянувшемся споре в Галлии о юрисдикции Святого Престола над городом Арль, положив начало организации Галльского викариата. Зосима с живым интересом участвовал в пелагианских спорах, существенно ограничив самостоятельность церквей в Африке, принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. Зосима пытался реабилитировать приверженцев пелагианства, но, будучи вынужден считаться с мнением участников Карфагенского собора 418 г., осудивших данное течение в христианстве, утвердил решения этого собора, издал буллу с осуждением пелагианства и изгнал пелагиан из Рима. Летом 417 г. он провёл заседание римского духовенства в базилике св. Климента, на которое явился Целестий. Диакон Павлин Миланский выдвинул против него свои обвинения, за которые Целестий уже был осуждён в Карфагене в 411 г. Целестий не стал отказываться от своих взглядов, заявляя в то же время в целом, что он принял учение, изложенное в письмах папы Иннокентия I, и следует официальному исповеданию. Папа выслушал аргументы Целестия и заявил, что хоть его учение он и считает ложным, действия африканских епископов против воззрений Целестия считает слишком поспешными. Вскоре после этого Зосима получил от Пелагия его новый трактат о свободе воли. Папа провёл новый синод римского духовенства, перед которым было зачитано это сочинение. Зосима снова обратился к африканским епископам, защищая Пелагия и обличая галльских епископов Эро и Лазаря. Архиепископ Аврелий Карфагенский послал ответ папе, в котором доказывал, что папа был обманут еретиками. Осуждение пелагиан папой Иннокентием I было подтверждено. Зосима принял к рассмотрению жалобу рядового священника Апиария из Северной Африки, который стал апеллировать не к местному епископу, а сразу к папе. Не доведя дело Апиария до конца, Зосима умер и был похоронен в склепе церкви Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Однако из-за своих неумелых действий и уступок еретикам он стал первым папой, которого церковь не чтит в своих литургиях. Ему приписывают запрещение принимать в клир лиц несвободного состояния (т.е. связанных какими либо социальными обязанностями в миру, например, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей). Из официальных документов самого Зосимы сохранились его послания о церковных наказаниях. Liber Pontificalis приписывает ему указ о ношении манипула дьяконами на службе и на освящении пасхальных свечей, а также указ, запрещающий священнослужителям посетить таверны. Память Зосимы в католической церкви – 26 декабря. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru