«ЗЕРЦАЛО БОГОРОДИЦЫ»

«ЗЕРЦАЛО БОГОРОДИЦЫ» («Зерцало чудотворений, содеянных Пресвятою, Пречистою, Преблагословенною, славною Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею во всех концах вселенной») – сборник сказаний о чудесах Богоматери (в старшей редакции содержит 130 рассказов), составленный на основании преимущественно латинских источников в 1820 гг. в Мефодиевом Пешношском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре. «Собиратель “Зерцала Богородицы”» (иногда «Collector “Speculi”») в старшем из списков именует себя Германом, не сообщая больше никаких сведений. Тематически и типологически, а также в отношении круга источников книга обнаруживает большую близость к более ранним (эпохи барокко) сборникам рассказов о чудотворениях Богоматери, таким как «Небо Новое» Иоанникия (Галятовского) и «Звезда Пресветлая», но в отличие от них рассказы о чудесах Богоматери не объединены в сборнике «Зерцало Богородицы» в тематические разделы. Источниками сборника «Зерцало Богородицы» послужили сочинения средневековых латинских авторов, указания на которые (на русском или латинском языке) в большинстве случаев помещены после изложения сюжета: труды Цезаря Барония, Варфоломея Пизанского, Винценция из Бове, Иакова из Варацце, Петра Клюнийского («Клюниацкого»), Фомы, архиепископа Кантуарийского, Фомы Кемпийского, Фомы Кантипратана, Цезаря Гейстербахского, «Книга о жизни братий-благовестников» и др.; в одном случае есть ссылка на «книгу 1, главу 10» Томаса Мора. Исследователи полагают, что ряд рассказов заимствован через посредство «Великого зерцала» и «Неба Нового». В качестве второго предисловия в сборнике «Зерцало Богородицы» помещено «объяснение приветствия («целования») ангельского к Пресвятей Деве Марии, взятое из Псалтыри черниговской печати, при конце оной положенное» (текст, широко распространённый также в качестве отдельной статьи в рукописных сборниках XVII–XVIII вв.). При предисловии составителя и в ряде рассказов помещены вирши молитвенного и нравоучительного содержания. Книга написана на русском языке, свободном от церковнославянизмов и излишних архаизмов. Хотя рукописная традиция сборника «Зерцало Богородицы» остаётся практически неизученной, исследователи полагают, что широкого распространения памятник не получил. Исследователям известны, по крайней мере, четыре списка памятника (Российская государственная библиотека). В этих списках отразились две редакции памятника: первая редакция представлена двумя рукописями из Российской государственной библиотеки (между 1827 и 1833 гг.) и последней третью XIX в. (не позднее 1886 г.), содержащими только переводные сюжеты (разница между списками состоит в отсутствии в младшем некоторых виршей). Вторая редакция содержится в роскошном, возможно, подносном, экземпляре, написанном на высококачественной веленевой бумаге и украшенном темперной миниатюрой хорошей работы (выполненной в академической манере) «Богоматерь “Благодатное Небо”» (имеющаяся в рукописи дата (1828 г.) указывает, скорее, на время создания редакции, а не её переписки). Здесь состав сборника значительно расширен за счёт чудес Богоматери о русских святых и сказаний о Её русских чудотворных иконах. Позднее сборник «Зерцало Богородицы» послужил одним из источников компилятивного двухтомного сборника сказаний о чудесах Богородицы «Благодатный Источник» (Российский государственный исторический архив).

 
PR-CY.ru