ЗИНОВИЙ, Зиновьишко

ЗИНОВИЙ, Зиновьишко – диакон, книгописец, работавший в первой четверти XV в. в Переславле-Залесском. Судя по характеру почерка (устав и старший русский полуустав без графических признаков «второго южнославянского влияния» (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру), употребление «полубукв» в конце строки), Зиновий обучался книжному письму в последней четверти XIV в. Исследователям известно пергаменное Евангелие-тетр («Переяславское» – Российская национальная библиотека), переписанное Зиновием в Переславле-Залесском по заказу игумена Введенского монастыря Саввы. Рукопись не имеет даты написания, но на основании упоминания в «выходной» записи Московского великого князя Василия I Димитриевича (1389–1425 гг.) и отсутствия упоминания митрополита исследователи достаточно уверенно относят её ко времени между кончиной митрополита Киприана (сентябрь 1406 г.) и приездом на Русь митрополита Фотия (сентябрь 1409 г.). Около 1415 г. Зиновий принял участие в переписке комплекта Миней служебных (каждый том содержит службы на два месяца: Российский государственный архив древних актов), предназначавшихся, скорее всего, как полагают исследователи, для Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского. Как установил Александр Львович Лифшиц, почерк Зиновия встречается в томах на сентябрь-октябрь и май-июнь, при этом он был старшим, «образцовым» писцом, вместе с которым наряду с прочими трудились и его ученики. Особенностью данного комплекта служебных Миней (единственного относительно полного древнерусского пергаменного комплекта, переписанного не в Новгороде и не в Пскове до широкого распространения в богослужении Иерусалимского устава), протограф которого, как полагают исследователи, был ростовским по происхождению, исследователи называют сочетание месяцеслова Иерусалимского устава (отразившегося только в заглавиях) с архаичной структурой служб и набором текстов, связанных со Студийским уставом. Для исследователей очевидно, что практически одновременно (последовательность работ не устанавливается) Зиновий вместе с другими писцами Миней участвовал в переписке пергаменного Устава церковного Иерусалимского (Российский государственный архив древних актов) для Спасо-Преображенского собора (как судят исследователи по владельческой записи XVI–XVII вв.). Исследователи полагают, что последней (1420 гг.?) работой Зиновия является переписка Устава церковного Иерусалимского (Исторический музей), принадлежавшего в XVI в. переславль-залесскому во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (почерк книгописца отличается здесь более полууставным обликом, регулярно употребляется младшее (современное) начертание «Ы»). Книги, в переписке которых принимал участие Зиновий, служат наглядным показателем распространения Иерусалимского устава в церковном обиходе провинциальных центров Северо-Восточной Руси в первой четверти или в перовй трети XV в. Исследователи отмечают, что для рукописей, переписанных Зиновием или при его участии, характерна скромная иллюминация – очерковая заставка тератологического стиля киноварью в Уставе церковном (Исторический музей), заставки-разделители, декоративное письмо заголовков и инициалы киноварью, которые мог выполнить сам книгописец (исключением является Евангелие-тетр, украшенное пятью миниатюрами и заставками неовизантийского стиля).

 
PR-CY.ru