ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич - Страница 3

Основной вклад А.Д. Захарова в церковную архитектуру связан с разработкой типа монументальной купольной базилики, восходящего к парижскому Пантеону (церковь святой Женевьевы, 1757–1790 гг., архитектор Жак-Жермен Суффло) и одновременно к Троицкому собору Александро-Невской лавры (1778–1790 гг., архитектор Иван Егорович Старов). В январе 1801 г. императором Павлом I был утверждён выполненный А.Д. Захаровым проект церкви при Обуховском сталелитейном заводе (бывшей Александровской мануфактуре), которая должна была иметь сходство с Троицким собором. Сходство обнаруживается в типологии и в деталях (например, в формах купольной ротонды с полуколоннами, входного шестиколонного портика). В первом варианте проекта церковь во многом напоминала собор Александро-Невской лавры, имеющий парные башни на западном фасаде. По указанию императора проект был переработан: вместо парных башен появились две звонницы по сторонам аттика паперти. Избранная А.Д. Захаровым тема базилики с доминантой «римского» купола была актуальной в свете утопических проектов императора Павла I вернуть единство христианству. Строительство церкви было начато в 1804 г.; в память императора Павла I было решено освятить церковь во имя апостола Павла. Работами руководил архитектор Григорий Петрович Пильников; вскоре они были приостановлены и возобновлены только в 1817 г. Недостроенный храм по техническим причинам разобрали и начали строить заново по проекту А.Д. Захарова. При этом возникли сложности из-за отсутствия полного комплекта чертежей и детальных планов; доработкой занимался архитектор Н.А. Анисимов, который спроектировал интерьер и боковые фасады церкви. Храм был освящён в 1826 г. (уничтожен в 1930 г.). Архитектурная тема церкви апостола Павла получила развитие в Андреевском соборе в Кронштадте (1806–1817 гг.; снесён в 1932 г.). Отталкиваясь от объёмно-планировочной структуры церкви апостола Павла, А.Д. Захаров добился большей гармонии в пропорциях, а также добавил высокую колокольню, завершённую изящной ротондой из колонн и острым шпилем. Кроме французских прототипов на силуэт собора повлияли однобашенные церкви английского классицизма, в том числе постройки архитектора Кристофера Рена. Архитектура Андреевского собора оказала большое влияние на архитектуру многих церквей в провинции. Его относительно точными копиями стали: Спасо-Преображенский собор в Екатеринославе (ныне Днепр; 1830–1835 гг.), выстроенный по проекту архитектора Фёдора Санковского (1820 гг.) на основе захаровского проекта (около 1805 – 1806 гг.; чертежи не найдены); собор князя Александра Невского в Ижевске (1816–1823 гг.), первоначально был спроектирован Семёном Емельяновичем Дудиным, учеником А.Д. Захарова. После того как проект был отвергнут, он взял за основу проект Андреевского собора, изменив лишь некоторые детали (завершение колокольни). Влияние облика кронштадтского собора исследователи видят в ряде проектов и построек Авраама Ивановича Мельникова, наиболее известного ученика А.Д. Захарова, а также Андрея Алексеевича Михайлова (церковь святой Екатерины на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, 1811–1823 гг.). С Кронштадтом связано и последнее произведение А.Д. Захарова в области церковной архитектуры – четырёхъярусная, с восьмигранным шпилем деревянная колокольня Богоявленской церкви (1811 г.; не сохранилась).



 
PR-CY.ru