ЗИХИЯ, Зикхия - Страница 9

Архиепископы Зихии: аноним (1023 г.), анонимный проедр Зихии XI в., Антоний (до 1039 – после 1054 гг.; исследователям известны три печати с его именем). Архиепископы Матрахи: Антоний (1054 г.), Николай Тьмутораканский (конец XI – начало XII вв.), аноним (1169 г.), Константин (XII в.), Феодосий (около конца XII в.), Василий (1285 г.), Каллиник (1344 – 1346/1347 гг.), Никодим (1394 г.), Иосиф (1396 г.). Митрополиты Зихии и Матрахи упоминаются в патриарших актах 1317–1318 и 1365 гг. Вскоре после октября 1310 г. митрополит Зихии был низложен за симонию. Исследователи считают ошибочным мнение, что подпись епископа Никиты под актами Влахернского собора 1285 г. свидетельствует о временном объединении Зихийской епархии в конце XIII в. с Аланско-Сотириупольской (в 1317–1318 гг. последняя была самостоятельной). В 1276 г. митрополит Зихии собирался посетить в Крыму переселенцев из Зихии. Учитывая неоднократные перемещения границ Зихии, для античного и ранневизантийского периода (I–VII вв.) территорией Зихии исследователи условно считают северокавказское побережье от Геленджика на севере до Головинки на юге, а для средне- и поздневизантийского (VIII–XIII вв.) – от старого русла Кубани до посёлка Новомихайловского. Неоправданным исследователи считают включение в состав Зихии территории к югу от Головинки до реки Псоу. На этой территории во II–XII вв. обитали саниги, а в Х в. здесь фиксируется точно идентифицируемый абхазский памятник – храм в Лоо. На раннем этапе в материальной истории Зихии поселения почти полностью отсутствуют. Для III–IV вв. материальная культура известна лишь по погребениям. Главным памятником этого периода исследователи называют могильник Бжид (участок 1). Его материалы имеют аналоги как на севере (в Горгиппии), так и на юге (в Абхазии) от Зихии. По мнению исследователей, конец его использования на рубеже IV и V вв. связан с гуннскими походами в Закавказье. В V–VII вв. продолжаются контакты населения Зихии с северными соседями, в том числе с готами (образцовый памятник – могильник Дюрсо), о чём свидетельствуют фибулы и ременные гарнитуры из Бжида и Борисовского могильника, оружие и зеркала из района Туапсе. В том же могильнике Бжид (участок 2) появляются дуговидные фибулы, похожие на абхазские (Агойский могильник также связан с этим регионом). В погребениях Туапсинского района к VII в. полностью исчезает кремация, что исследователи связывают с распространением христианства. Единственным известным поселением данного периода в Зихии исследователи считают городище «МТС» у Новомихайловского в устье реки Нечепсухо. Здесь найдено много привозной посуды V–VI вв., а также каменные кладки, черепица и обломки мрамора, в том числе капители, что позволяет исследователям предположить наличие храма на этом месте. Уникальность поселения в Зихии для данного периода и сходство названий «Нечепсухо» и «Никопсия» послужили основанием для гипотезы, что здесь находилась Никопсия – кафедра Зихии.

 



 
PR-CY.ru