ЗИХИЯ, Зикхия - Страница 7

Исследователи не исключают, что описанный в «Повести временных лет…» поход князя Мстислава Владимировича Тмутараканского против касогов (1022 г.) был направлен против Зихии, а побеждённый им в единоборстве Редедя был правителем зихов, однако также исследователи считают возможным, что речь идёт о собственно касогах-касахах. В адыгском фольклоре сохранилось предание и об этом столкновении, и о совместном с аланами удачном походе на Тмутаракань. Георгий Кедрин (начало XII в.) повторяет сообщение Феофана Исповедника, а в другом месте упоминает зихов в цитате из Продолжателя Феофана. Его же с некоторыми добавлениями цитирует и Генесий (X в.), помещая зихов между авасиями (абазгами?) и иверами. Фессалоникийский архиепископ Евстафий (конец XII в.), говорит, что некоторые называют зихами древних синдов. Также он повторяет сообщения Дионисия, добавляя, что зихи – «дичайший народ». Византийский император Мануил I Комнин включал в свой титул наименование «император Зихии, Хазарии и Готии», однако исследователям неясно, стоит ли за этим политическая реальность (ср. включение титула «царь джиков» в титулатуру грузинских царей XV в.). К концу XI – началу XII вв. исследователи относят печать Михаила, «архонта Матрахи, Зихии и Хазарии» (или «Матрахи Зихийской и Хазарии»), однако, какой частью Зихии он мог владеть в это время, исследователям неизвестно (исследователи полагают, что если следует читать «Матраха Зихийская», то о власти над древней территорией Зихии речь не идёт). Отождествление архонта Михаила с русским князем Олегом Святославичем Тмутараканским остаётся предметом дискуссии. В Типиконе монастыря святого Иоанна Предтечи упоминается «возлюбленный брат наш хартуларий кир Константин, умерший, как полагают исследователи, в конце XI в.: исследователям неясно, был ли он хартуларием в Зихии. либо, что исследователи считают менее вероятным, хартофилаксом Зихийской епархии или происходил оттуда. Георгий Пахимер сообщает, что с ордой Ногая смешались и стали её союзниками аланы, зихи, готы и русские; исследователям непонятно, идёт ли здесь речь собственно о зихах или об их восточных родственниках (касогах, черкесах). Византийский писатель XIII в. Константин Акрополит помещает зихов в список народов Причерноморья («болгары, пеонцы, мисийцы, зихи, русь, аланы, скифы, меланхлены, савроматы»), отражающий ситуацию более раннего времени. В XIII в. венгерские и итальянские путешественники называют Матраху городом Зихии в связи с тем, как полагают исследователи, что она была центром епархии Зихии, а также из-за продвижения зихов на север и постепенного размывания границ между этнонимами «зихи», «черкесы» и «касоги». Никифор Григора упоминает зихов как жителей Черноморского побережья рядом с абазгами и готами. Византийский автор XIV–XV вв. Иосиф Вриенний считает их «чадами» Константинопольской церкви. Историк XV в. Дука пишет, что Тамерлан собрал войско из тавроскифов, зихов и абазгов и с ним, разорив города на Боспоре Киммерийском, вторгся в Армению и Малую Азию.

 



 
PR-CY.ru