ЗИХИЯ, Зикхия - Страница 6

Свидетельство Епифания Монаха о состоянии христианства у зихов объясняет исследователям возможные причины переноса кафедры Зихии в греческую Матраху, соседями которой были более христианизированные верхние сугдаи. На рубеже IX и X вв. «большинство, чтобы не сказать все» зихи, как пишет Никита Давид Пафлагон, были неверующими, соседняя с зихами страна верхних сугдаев, сообщает он, «теперь необитаема». В армянской «Географии» VII в. зихи упомянуты в главе «Об азиатской Сарматии». Феофан Исповедник (начало IX в.) отмечает, что в 763–764 гг. Чёрное море замёрзло от Зихии до Болгарии. В X в. Продолжатель Феофана упоминает зихов вместе с иверами в войске Фомы Славянина, в 820–823 гг. поднявшего восстание в византийской Малой Азии. В середине Х в. сведения о Зихии приводит императора Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей». В шестой главе он утверждает, что крымские печенеги осуществляют связь между Херсоном и территорией зихов. В рассказе об островах Зихии он сообщает об аланских набегах, от которых зихи прятались в крепостях. Зихи отсутствуют в числе адресатов императорских посланий X в. к правителям Кавказа, что говорит о том, что в Зихии в это время не было центральной власти. Территория Зихии простиралась на значительное расстояние в глубь материка относительно античных границ. Константин VII Багрянородный включает в состав Зихии расположенную к востоку от неё Папагию, где также жили зихи. Сообщение может свидетельствовать, скорее всего, как полагают исследователи, о языковом родстве зихов с папагами и касахами. Последние отождествляются с касогами, т.е. с современными черкесами-кабардинцами, действительно родственными зихам-адыгам по языку. Арабский географ аль-Масуди (X в.) сообщает, что у Чёрного моря живут язычники кашаки (т.е. касоги-касахи), называя зихов, как полагают исследователи, именем родственного им народа. Последнее подтверждает и информация об аланских набегах на побережье, соотносимая со сведениями из трактата Константина VII Багрянородного и отчасти из нартского эпоса. От аланов местные жители спасались в укреплениях. Кроме того, аль-Масуди пишет, что зихи не желают иметь над собой одного царя (ср. со сведениями Страбона), иначе они были бы сильнее аланов. Указание аль-Масуди на язычество зихов совпадает со свидетельствами об угасании христианства в Зихии в Х в. По мнению ряда исследователей, в VIII в. мог жить правитель Инал, который, согласно адыго-кабардинским родословным XVIII в., объединил касогов и зихов-адыгов в сильную державу и носил тюркский титул «ак-ябгу» (западный правитель). Среди врагов хазар зихи упоминаются в так называемом Кембриджском документе, тексте еврейско-хазарской переписки Х в. (как полагают исследователи, говорится об отождествлении зихов с народом збух из «Книги Иосиппон»). У адыгов якобы существовало предание о походе на хазар и взятии Саркела.

 



 
PR-CY.ru