ЗИХИЯ, Зикхия - Страница 5

С VII в. епархия Зихии упоминается в перечне епархий Константинопольского патриархата, где автокефальные епископские кафедры Херсона, Боспора и Никопсии указаны как относящиеся к епархии Зихии, хотя лишь Никопсия находилась непосредственно на её территории. В этот период название Зихия могло служить общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Северного и Северо-Восточного Причерноморья. В Notitia 1 кафедра Никопсии занимает 26-е место среди автокефальных епископий (общее 64-е); в Notitia 2 – 27-е (68-е); в Notitia 3 – 35-е и отнесена к Абазгийской епархии, тогда как в Зихии появляется новая кафедра сугдаев, занимающая 30-е место; в Notitiae 4 и 5 Сугдейская кафедра исчезает, а Никопсия в Зихии возвращается на 26-е место. Дж. Федальто ошибочно относит два последних упоминания к Абазгийской епархии. В Notitia 7 Зихия и Никопсия не упоминаются; в Notitia 8 (X в.) кафедра Зихии расположена уже в Матрахе (Матарха, Таматарха; русская Тмутаракань, ныне станица Тамань Краснодарского края). Город являлся не зихским, а греческим центром. К этому времени северная граница Зихии дошла до старого русла Кубани, близ Матрахи. Исследователям неясно, был ли Павел Зихийский, участник Константинопольского собора 879 г., архиепископом Никопсии или Матрахи. Титул «Зихийский» архиепископы, а с начала XIV в. митрополиты Матрахи сохраняли до XV в. Никопсия известна исследователям как одно из мест, куда в VIII в. бежали иконопочитатели. Последним по времени свидетельством о кафедре в Никопсии является рассказ Епифания Монаха, посетившего город в 815–820 гг. В «Житии апостола Андрея» Епифаний Монах сообщает, что зихи – люди «жестокие и доныне наполовину неверующие»; он упоминает о гробнице апостола Симона Кананита в Никопсии. Никопсийская кафедра была упразднена или перенесена в Матраху в середине IX в. Предание об апостоле Симоне Кананите в Никопсии появилось, как полагают исследователи, под влиянием Боспора, где известия о его проповеди и погребении фиксируются с V в. Епифаний Монах упоминает о проповеди апостола Андрея в Зихии, имея сведения о существовании там гробницы апостола Симона, спутника апостола Андрея (хотя, согласно Житию, апостол Симон остался в Абазгии). Слова Епифания Монаха о том, что зихи хотели убить апостола, появились, скорее всего, как полагают исследователи, из-за сведений об их жестокости. Согласно Епифанию Монаху, от зихов апостол отправился проповедовать к верхним сугдаям, к «людям послушным и кротким», жившим между территорией, занимаемой зихами, и Боспором. Сведения о кавказских сугдаях в других источниках (Равеннский аноним, Роман об Александре) заставляют исследователей видеть в верхних сугдаях Епифания Монаха реально существовавший народ, который исследователи готовы соотнести с потомками евдусиан из анонимного «Periplus Ponti Euxini». При этом если верхние сугдаи жили севернее зихов, то нижними сугдаями могли быть сами зихи, что согласуется, по мнению исследователей, с временным появлением Сугдейской кафедры на месте Никопсийской в Notitia 3. Как полагают исследователи, под именем «сухи» сугдаи выступают в осетинском нартском эпосе как враги нартов-аланов.

 



 
PR-CY.ru