ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ – существующее в той или иной религии недолжные деяния, совершение которых влечёт за собой религиозное осуждение, а в ряде случаев и социальные санкции. Религиозные запреты существовали уже в примитивных религиях, сформировались в так называемые табу. К числу табуированных относятся, прежде всего, оскверняющие действия, нарушающие, как правило, принципы ритуальной чистоты. В различных политеистических религиях религиозные запреты приобретают социальное значение и фиксируются в ряде ранних правовых кодексов (например, Законы Ману). Одну из самых сложных систем религиозных запретов разработал иудаизм. Окончательно она была оформлена в талмудических галахических нормах, основанных на текстах Танаха, и связана с соблюдением заповедей, среди которых в Талмуде были выделены 365, запрещающих то или иное деяние. Причём были выделены действия, запрещённые безотносительно ко времени или месту совершения поступка (запрет идолопоклонства, убийства, воровства, прелюбодеяния, заключения запрещённых браков и т.п.). Примером таких запретов могут служить законы кашрута (запрещение употребления в пищу целого ряда продуктов или неправильную их обработку, запрет на так называемую некошерную пищу). Но есть и действия, запрещённые только в определённом месте (например, в храме) или в определённое время. Наиболее подробно разработаны запреты, смешанные с почитанием субботы (шабат). Согласно библейской концепции, млаха (работа, запрещённая в субботу) – это работа, связанная с производством, созданием или трансформацией предмета. Мишна (часть Талмуда) выделяет 39 видов работы, запрещённой в субботу, среди них, например, приготовление пищи, зажигание и тушение огня, пользование электричеством и транспортом, стирка, шитьё, вязание, вышивание, раскрой ткани, строительство, письмо, рисование, стрижка, бритьё, маникюр, перенос предметов из одного частного владения в другое, торговля, игра на музыкальных инструментах и пр. Специальными запретами окружены в иудаизме праздники, дни покаяния, периоды траура (например, запрет употреблять в пищу квасное в Песах, запрет стричься и бриться в дни траура и пр.). Важным галахическим принципом является принцип «возведения ограды вокруг закона», т.е. регламентации того, как следует избегать не только запретных действий, но и того, что может к ним привести. Однако в целом нарушение морально-этических заповедей рассматривается в иудаизме как грех более тяжкий, чем нарушение ритуала, в основе которого часто лежат этические смыслы. В иудаизме большинство запретов перестаёт действовать, если возникает угроза жизни. Есть лишь три запрета, соблюдение которых должно быть абсолютным вплоть до угрозы смерти (запрет убийства, идолопоклонства и прелюбодеяния). В христианстве религиозные запреты были частично восприняты из иудаизма (прежде всего, запреты идолопоклонства, убийства, прелюбодеяния и пр.). Тем не менее, при меньшей по сравнению с иудаизмом разработанности запретов обрядово-ритуального характера гораздо большее внимание уделяется недолжным установкам, помыслам и страстям. Это привело к широкому распространению в христианстве аскетической традиции и установлению более жёстких запретов для монашествующих. Широко распространённым в христианстве является принцип отлучения (временного или постоянного) от церковного общения и христианских таинств за нарушение некоторых из религиозных запретов, что постепенно оформилось в систему канонического права и церковной дисциплины.

 



 
PR-CY.ru