ЗАТВОРНИЧЕСТВО - Страница 7

Ещё при жизни преподобного Феодосия в затворе находился преподобный Исаакий (ум. около 1090 г.). В Киево-Печерском монастыре изначально сформировалось гармоничное сочетание общежития и пещерного затворничества, выразителями которого стали преподобные Афанасий Затворник (вторая половина XII в.), Иоанн Многострадальный (ум. в 1160 г.), Авраамий Затворник (вторая треть XIII – начало XIV вв.), Иеремия Прозорливый (ум. около 1070 г.) и др. После того как была построена надземная часть монастыря, пещеры стали использовать как место особенных подвигов, в том числе затворничества. Оно носило разнообразные формы. В случае наиболее сурового затвора вход в пещеру подвижника замуровывался так, что оставалось лишь небольшое отверстие, и прекращалось всякое общение с внешним миром. После смерти подвижника единственное окно в пещеру закладывалось, и затвор становился могилой. В другом случаях затвор мог быть временным или неоднократным (например, преподобный Исаакий Затворник). Реже затвор сочетался с духовнической деятельностью; в таком случае ищущие наставления или исцеления люди приходили к келье подвижника и общались с ним через маленькое отверстие в двери (например, преподобный Лаврентий Затворник, XII в.). В период развития монашества в XIV–XV вв. и продвижения его на север Руси устав монастырей был по преимуществу общежительным. О затворничестве в данный период сохранились лишь фрагментарные сведения, которые говорят только о существовании самого подвига. Например, исследователям известно, что преподобный Павел Обнорский (ум. в 1429 г.) ещё до основания своего монастыря, подражая древним сирийским затворникам, прожил три года в дупле старой липы, а преподобный Кирилл Белозерский (ум. в 1427 г.), уже будучи настоятелем Симонова монастыря, на время затворился в своей келье. Косвенно о затворничестве свидетельствует и наличие пещер во вновь образуемых обителях, например, Печерский монастырь в Нижнем Новгороде, основанный Дионисием Суздальским (ум. в 1385 г.). Исследователи отмечают, что сведения о развитии подвижничества в XVI–XVII вв. весьма скудны, хотя данный период характерен тяготением русского подвижничества к затворничеству. О затворничестве в этот период исследователи узнают из Житий отдельных святых: преподобных Корнилия Комельского (ум. в 1537 г.), Александра Свирского (ум. в 1533 г.), преподобномученика Галактиона Вологодского (ум. в 1612 г.) и др., которые суровостью подвига не уступали древним аскетам. Преподобный Иринарх (ум. в 1616 г.), затворник Борисоглебского монастыря, прожил больше 30 лет привязанный к скамье, а преподобный Вассиан Тиксненский (ум. в 1623/1624 г.) 13 лет находился в келье прикованный к стене цепью и выходил только на богослужение. Особый период развития затворничества совпал с расцветом русского монашества в конце XVIII – XIX вв. Подвиг получил распространение и чрезвычайное почитание в народе благодаря широкой известности святых затворников. Преподобный Серафим Саровский (ум. в 1833 г.) провёл в затворе с 1810 по 1825 гг. Исследователям известно его установление жизни в этот период – прочитывать в течение недели весь Новый Завет, а также наизусть совершать келейное молитвенное правило и богослужения суточного круга. Нарушить затвор преподобный отказался даже ради посетившего Саров епископа Тамбовского Ионы: «Старец не отпер ему двери и ничего не отвечал». Другой подвижник, Георгий Затворник (ум. в 1836 г.), известный исследователям по многократно переиздававшимся письмам к мирским людям и почитавшийся среди народа как прозорливый старец, провёл большую часть жизни в затворе в монастыре. Под кельей он выкопал яму и для молитвы спускался в неё.

 



 
PR-CY.ru