ЗАТВОРНИЧЕСТВО - Страница 2

Здесь «мир» – прежде всего, состояние души, а не человеческое общество или окружающая действительность; по словам Никиты Стифата, «творения Божьи все добры зело, по слову Самого Бога, и ничего не имеют такого, что давало бы основание к похулению создания Божия». Даже в глухом затворе человек может быть «мирским», если будет находиться в состоянии рассеянности ума и брожения помыслов. Такое состояние характеризуется в святоотеческой традиции как рассечение, раздробление прежде единого естества человека, которое влечёт вражду между духом и телом: «Эту-то беспорядочность отношений между стремлениями тела и духа, вражду их, святые отцы и выражают в общем понятии “похоти”». Конечной целью подвижника является восстановление иерархии человеческого естества, во главе которого поставляется очищенный благодатью ум, непрестанно устремленный к Богу. Пока же ум не очищен, он легко увлекается чувственностью (низшей сферой души – чувственным восприятием) и становится не способным к созерцанию Бога. По словам Никиты Стифата, вследствие повреждения внутренних душевных чувств люди «не могут встать выше ничтожных видимых вещей, но, как бы оскотинившись… привязывают ум к видимому». Наилучшим проводником греха в душу являются чувства с их образами и впечатлениями, поэтому действенным средством в борьбе с грехом может быть ограничение чувственного восприятия и общения с людьми вплоть до полного безмолвия. Таким образом, отвержение мира для затворника заключается, прежде всего, в отвержении страстей и любой привязанности к этому миру (чувственной или умной), которое ведёт подвижника к бесстрастию. В целом отрицательная сторона затворничества выражается обычно в таких понятиях, как мысленная брань (борьба с помыслами), хранение ума, трезвение и т.п. Положительная сторона затворничества определяется как равноангельская жизнь в непрестанном предстоянии Богу и непрестанной молитве. Основанием затворничества в этом смысле являются слова Господа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Затворник занимается «умным деланием», утверждающимся на двоякой основе: творении молитвы, сосредоточивающей ум, и внутреннем непрестанном внимании, «трезвении», которое обеспечивает чистоту молитвы. Такое «делание» предстаёт как непрерывный процесс приобретения духовного опыта от покаяния и борьбы со страстями до бесстрастия и созерцания нетварного света. Правила подвижнического делания в затворничестве обобщил Григорий Синаит: «Сидя в келье своей, терпеливо пребывай в молитве во исполнение заповеди апостола Павла (Рим. 12:12; Кол. 4:2). Собери ум свой в сердце и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Не поддавайся малодушию и разленению, но поболи сердцем и потруди себя телом, ища Господа в сердце». В православной церкви не существует подробных канонических правил для затворников. Сохранилось лишь несколько документов, в общих чертах регламентирующих их образ жизни.

 



 
PR-CY.ru