ЗИНАИДА и ФИЛОНИЛЛА

ЗИНАИДА и ФИЛОНИЛЛА (I в.) – мученицы Тарсийские (память 11 октября). Согласно пространному анонимному греческому Житию, Зинаида, оставив сестру, поселилась в пещере на горе, находившейся на севере Деметриады близ города Тарс (ныне Тарсус, Турция), где вела отшельническую жизнь, исцеляла больных и одержимых нечистыми духами, помазывая их елеем. Когда молва о Зинаиде распространилась по окрестностям, к ней за наставлениями пришли три благочестивых мужа – Папп, Патер и Филокир. Поселившись недалеко от Зинаиды, отшельники молились и исцеляли людей. Затем вместе с Зинаидой отправились проповедовать в соседние деревни (автор Жития приводит слова проповеди и двух молитв, произнесённых Зинаидой). Однажды Зинаида услышала, что некие люди хотят донести на них властям, и стала отговаривать своих спутников от путешествия в Тарс, однако те её не послушали. Тогда Зинаида, вернувшись к себе, начала молиться о спасении от язычников и получила от Господа уверение, что не будет схвачена. Выйдя из дома, она уколола ногу терновником, отчего тотчас же скончалась. Зинаида была похоронена неким благочестивым мужем; на её могиле совершались исцеления. Имя Филониллы впервые появляется в греческих синаксарных сказаниях, где о сёстрах сообщается, что они родом из Деметриады близ Тарса и были родственницами апостола Павла. Зинаида занималась врачеванием и проповедовала язычникам. После ухода сестры на гору Филонилла осталась в доме, вела благочестивую жизнь, удостоилась дара чудотворения. Она пережила Зинаиду и почила в мире. В более поздних греческих памятниках (например, в стишном Синаксаре первой половины XIV в., Исторический музей) Зинаида З. и Филонилла названы мученицами. Согласно славянскому Прологу, они были побиты камнями. В Житиях cвятых, составленных Димитрием Ростовским, сведения о мученичестве и мирной кончине Зинаиды и Филониллы смешаны. В календаре РПЦ время жизни Зинаиды и Филониллы датируется I в. н.э. на основе синаксарного указания на их родство с апостолом Павлом. В IX в. Никомидийский епископ Георгий составил канон в честь Зинаиды и Филониллы, вошедший в состав «Analecta Hymnica Graeca». В русских иконописных подлинниках XVIII в. сводной редакции под 11 октября сообщается, что «у Зинаиды свиток, а в нём: “Господи Боже отец наших, и благодарствую Тя, яко всегда мя послушаеши, и болящим и злым духом томим”». Изображение обеих святых представлено на миниатюре из Минология Василия II (Константинополь, 976–1025 гг.). Зинаида и Филонилла упоминаются 11 октября в Типиконе Великой церкви IX–X вв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов память Зинаиды и Филониллы не отмечается, однако по рукописям исследователям известен канон Зинаиды и Филониллы, составленный гимнографом Георгием, второго плагального (т.е. шестого) гласа, с акростихом «Зинаида живёт, даже умерев плотию. Георгия», ирмос (начало: «Щедрых милостей»).

 
PR-CY.ru