ЗИНА

ЗИНА – апостол от 70 (память 27 сентября, 4 января – в Соборе 70-ти апостолов), епископ Диоспольский (Лиддский), ученик апостола Павла. Имя Зина является сокращённым вариантом греческого имени, означающего «дар Зевса». Зина упоминается в Послании апостола Павла к Титу: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чём не было недостатка» (Тит. 3:13). В святоотеческой экзегезе этот стих рассматривается в качестве наглядного примера братской любви и заботы в ранней церкви. Исследователи полагают, что Зина и Аполлос, будучи учениками апостола Павла, находились при нём на острове Крит во время написания «Послания к Титу» и могли принимать участие в передаче «Послания» адресату. Согласно Иоанну Златоусту, город Никополь, куда Павел просил отправить Зину и Аполлоса, находился во Фракии (по мнению болландистов, имелся в виду Никополь в Эпире). Зина в Священном Писании назван законником. Возможно, это свидетельствует о том, что Зина был еврейским законоучителем. Однако ряд современных комментаторов, основываясь на античном употреблении этого термина, придерживаются иной точки зрения. Они считают, что Зина был сведущим в римском праве гражданином (ср., например, другого апостола от 70 – Ераста (Рим. 16:23), который обладал юридическими знаниями и помогал апостолу Павлу в его служении). В апокрифических «Деяниях апостола Павла и Фёклы» (конец II в.) Зина назван сыном Онисифора, христианина из Эфеса (2 Тим. 1:16–18). В апостольских списках Псевдо-Епифания (VI–VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII–IX вв.) Зина именуется епископом Диосполя (провинция Палестина Первая), в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) в Соборе апостолов под 30 июня – епископом Библа (провинция Финикия Первая). В сказании об апостоле Тите из этого Синаксаря (25 августа) сообщается, что Зина записал его Житие. В греческих стишных cинаксарях (например, XIV в., Исторический музей) и печатной Минее (Венеция, 1592 г.) имя Зины передаётся как Зинон, его память отмечена 27 сентября и 27 апреля вместе с памятями апостолов Марка и Аристарха. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) об облике Зины сказано: «С проседью в круглой бороде». В русских сводных иконописных подлинниках XVIII в. память святого под 27 сентября не обозначена.

 
PR-CY.ru