ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 5

Стихиры Феофана Начертанного входят в чин монашеского погребения, а также в состав субботних последований Октоиха. Исследователям звестны памятники, включавшие стихиры Феофана Начертанного (а также некоторых других) и в состав чина погребения мирян. Среди канонов, входящих в состав православных заупокойных служб, чаще прочих употребляются «мертвенные» каноны шестого и восьмого гласов из Октоиха. «Мертвенные» каноны помещены в субботних службах Октоиха вторыми в чине утрени и имеются в каждом гласе. Согласно уставу, на панихиде в пятницу вечером должен исполняться канон текущего гласа; в современной приходской практике панихида обычно совершается с каноном шестого гласа (чаще всего даже без тропарей), в более строгой практике – с каноном шестого гласа в дни нарочитого поминовения и восьмого гласа в прочие дни; в старообрядческой традиции келейной молитвы канон восьмого гласа употребляется как «канон за умерших». Первый тропарь этих канонов Октоиха всегда посвящён всем святым (прежде всего, мученикам), что подчёркивает связь святых и усопших, но зачастую завершается молением об умерших (например, первый тропарь первой песни канона третьего гласа); второй и третий тропари являются собственно заупокойными. Будучи помещены в чине утрени, «мертвенные» каноны Октоиха, согласно современному уставу, никогда за утреней не исполняются (лишь за панихидой) – на утрене звучит только первый канон (но и в нём всегда присутствует один тропарь, посвящённый усопшим: перед богородичном, на «Славу»). Помимо использования канонов Октоиха, заупокойные последования содержат и ряд других, собственных канонов: в последовании по исходе души от тела помещён канон восьмого гласа, начинающийся с моления об умершем (первый тропарь первой песни); особый канон включён в состав последования священнического погребения. Важное значение имеет канон шестого гласа, входящий в состав утрени вселенских родительских суббот (мясопустной и субботы перед Пятидесятницей) и печатаемый в Триоди. Этот канон является наиболее продолжительным из канонов об усопших – каждая его песнь (включая вторую) содержит четыре – пять тропарей, не считая троичнов и богородичнов. Содержание этого канона подчёркивает вселенский характер этих суббот, когда церковь молится не только об усопших, которых верующие поминают ежедневно, но даже и о тех, о ком некому молиться, кто не получил христианского погребения и молитв (второй тропарь второй песни). Заупокойные песнопения представлены и другим гимнографическим жанром – кондаком. Чаще всего заупокойный кондак восьмого гласа употребляется в сокращённой форме – в виде одного лишь проимия (начальной строфы), который входит (под наименованием «кондак») в состав вседневных повечерия, полунощницы, рядовой литургии, заупокойной утрени, панихиды (а на практике – и заупокойной литии, хотя устав этого не предписывает). В этой небольшой строфе выражена сама суть христианских посмертных чаяний об упокоении. В полном виде, со всеми 24 икосами, этот кондак поётся только в чине погребения священников, а в чине погребения мирян положено петь проимий («кондак»), первый икос и снова повторять проимий (такой порядок является следом пения полного кондака и на практике часто не соблюдается). В чинах заупокойной утрени, панихиды (а также заупокойной литии) кондак поётся с одним икосом, без повторения проимия. К православным заупокойным песнопениям относятся отпустительные тропари восьмого гласа (поётся во вселенские родительские субботы и на панихиде) и второго гласа (поётся в рядовые субботы), цикл тропарей четвёртого гласа (поются на заупокойной литии), цикл тропарей по непорочных пятого гласа; седальны пятого гласа и шестого гласа и проч.



 
PR-CY.ru