ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 4

На всех этих заупокойных службах семнадцатая кафизма должна исполняться нараспев, с прибавлением особых припевов после каждого стиха и цикла особых тропарей «по непорочных» – в конце. На панихиде и утрене кафизма делится на две статии (части), с припевами к стихам (в дониконовской и старообрядческой традициях семнадцатая кафизма всегда разделена на две части, а припевы не во всём тождественны с указываемыми в современных изданиях богослужебных книг). Кроме Пс. 118, а также 50 и 90, особое место в заупокойном богослужении занимает и Псалтирь в целом – её принято читать над гробом усопших, начиная сразу после кончины и заканчивая временем погребения, а после того – и в качестве особой заупокойной молитвы по усердию. Помимо ветхозаветных псалмов, за заупокойными последованиями читаются специально подобранные новозаветные зачала (отрывки), содержание которых связано с рассуждениями о смерти и проповедью о воскресении. Наиболее часто используются апостольское и евангельское чтения 1 Фес. 4:13–17 и Ин. 5:24–30; они входят в состав чинов погребений и читаются за литургией родительских суббот. В указанном апостольском чтении говорится о грядущем воскрешении усопших при гласе трубы архангела, потом и усопшие, и живущие будут «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»; в евангельском чтении упоминается о том, что истинно верующий не будет судим, но сразу получит вечную жизнь: «На суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Кроме этих новозаветных чтений, в православном заупокойном богослужении используется ряд других, в частности, в чин священнического погребения входит пять апостольских и пять евангельских чтений (а надгробное чтение Псалтири над умершим священником заменяется чтением Евангелия), а в богослужебных Апостоле и Евангелии, в указателе чтений на разные случаи, излагается система из шести будничных заупокойных чтений, соответствующих каждому из дней седмицы, кроме воскресенья. В славянских книгах эта система установилась только к XVI в., тогда как в более раннюю эпоху в разделе общих чтений выписывались три чтения об усопших (возможно, по аналогии с другой подборкой из трёх чтений над болящими). Православное литургическое наследие включает большое количество песнопений, посвящённых теме смерти и молитвы об усопших и принадлежащих ко всем основным гимнографическим жанрам. Среди авторов этих песнопений были такие выдающиеся песнотворцы, как, например, Иоанн Дамаскин и Феофан Начертанный. Иоанну Дамаскину принадлежит цикл заупокойных стихир, по несколько на каждый из восьми гласов. По преданию, эти стихиры были написаны Иоанном Дамаскиным в период его пребывания в монастыре Саввы Освященного по просьбе одного брата, лишившегося близкого родственника. В современной редакции чина отпевания мирян приводится лишь по одной стихире Иоанна Дамаскина на каждый глас, тогда как в чине погребения священников поются по две – три стихиры каждого гласа. В дониконовских и старообрядческих богослужебных книгах чин погребения мирян имеет иной по сравнению с современным вид: в нём нет канона, но после семнадцатой кафизмы поются заупокойные стихиры Иоанна Дамаскина, по несколько стихир на каждый глас. В этих стихирах, принадлежащих к числу наиболее знаменитых образцов православной гимнографии, объединены все аспекты христианского понимания смерти; особенно много говорится в них о неожиданности смерти и о тлении, постигающем телесную красоту; о страшных испытаниях, ожидающих людей после смерти.

 



 
PR-CY.ru