ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 2

В дониконовском московском Потребнике 1623 г. содержалось особое последование погребения архиереев, но в последующие издания Требника, включая послениконовские, оно не вошло, и архиереев отпевали по чину монашеского погребения, а с 1767 г. – священнического. В 1956 г. митрополитом Мануилом (Лемешевским) был составлен новый чин архиерейского погребения, иногда употребляемый в настоящее время. Кроме того, на поместном Соборе 1917–1918 гг. поднимался вопрос о создании особого чина диаконского погребения (варианты этого чина были предложены Борисом Александровичем Тураевым, но не вошли в практику). Наконец, в московском издании Потребника 1633 г. было напечатано особое последование погребения на Светлой седмице (оно перешло в послениконовские издания и употребляется до настоящего времени). В РПЦ известен также чин погребения неправославного усопшего, составленный при участии Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Этот чин не содержит поимённого поминовения такого усопшего. Подобные чины известны и на Востоке: в 1869 г. чин погребения неправославного был установлен Константинопольским патриархом Григорием VI, в России ещё в 1797 г. Святейший Синод разрешил пение «Трисвятого» в подобном случае. Тенденция к церковному отпеванию (в той или иной форме) лиц, не принадлежащих церкви, характерна лишь для последних столетий, ранее же отпевание неправославных не допускалось. Суббота является специальным днём поминовения усопших. Согласно Типикону, в субботу может совершаться служба с «Бог Господь» или с «Аллилуия» (в последнем случае увеличивается количество заупокойных песнопений). В обоих случаях устав предписывает вечером в пятницу, после вечерни, совершать панихиду с пением заупокойного канона текущего гласа (при совершении утрени с великим славословием или полиелеем панихида отменяется, а канон поётся на повечерии; при совершении под субботу бдения канон опускается). Однако поскольку в месяцеслове современного Типикона почти не осталось дней памяти святых без тропаря (что и является условием совершения «аллилуйной» службы), служба с «Аллилуия», предполагающая совершение панихиды вечером в пятницу, в рядовые субботы практически нигде не совершается, поэтому рядовое субботнее богослужение содержит немного заупокойных текстов – почти столько же, сколько и рядовое вседневное. Исключением являются вторая, третья и четвёртая субботы Великого поста, которые сохранили статус суббот с «аллилуйной» службой благодаря наличию архаичных особенностей у богослужений периода Великого поста. Эти три субботы в народе носят наименование родительских и понимаются именно как заупокойные, хотя в действительности объём заупокойных песнопений в эти субботы не столь велик, а их заупокойная тематика полностью отменяется в случае совпадения этих суббот с полиелейной службой или праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. В две вселенские субботы, обрамляющие собой цикл Триоди, тема поминовения усопших, напротив, является центральной, и их исследователи называют важнейшими днями заупокойного богослужения в году. К ним примыкает Димитриевская родительская суббота (суббота перед 26 октября), не упоминаемая в Типиконе, но в практике РПЦ являющаяся третьим важнейшим поминальным днём в году. В современной практике РПЦ кроме этих трёх суббот днями особого заупокойного поминовения считаются Радоница (вторник второй седмицы после Пасхи), возникновение которой обычно связывают с переносом поминаний со Страстной и Светлой седмиц, и 9 мая по новому стилю, посвящённое поминовению воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. (поминовение установлено в 1994 г.).

 



 
PR-CY.ru