ЗАПАС ДОБРЫХ ДЕЛ

ЗАПАС ДОБРЫХ ДЕЛ, сокровищница сверхдолж¬ных дел – разработанное в XIII – XIV вв. в католицизме учение о возможности спасения грешных людей с по¬мощью совершённых Иисусом Христом, Богоматерью, святыми и праведниками «сверхдолжных» добрых дел, которыми церковь вправе распоряжаться по своему ус¬мотрению. Представление о запасе добрых дел отталкивается от общехристианского положения, согласно которому каждому человеку в будущей жизни воздаётся по его делам. Развивая это положение, Римско-католическая церковь в дополнение к догмату о чистилище и в свя¬зи с введением индульгенций конкретизировала представление об отпущении грехов учением о запасе добрых дел и закрепила его в специальной булле Климента VI в 1349 г., а также на Тридентском (1545–1563 гг.) и первом Ватиканском (1869–1870 гг.) соборах. Согласно католическому учению, церковь, обладающая своеобразной сокровищницей (thesaurus) «преизбыточествующих» (или «сверхдолж¬ных») добрых дел (super-rogatoria opera), через папу Римкого, которому Бог через апостола Петра вручил клю¬чи от Царства Небесного, может силой своей власти вменять «сверхдолжные» добрые дела в заслугу греш¬ным людям для их спасения, а также в известной сте¬пени наделять этим правом других членов церковной иерархии, поскольку их власть имеет один источник – полноту папской власти. Учение о запасе добрых дел подвергается критике со стороны протестантов как не имеющее до¬статочного основания в Священном Писании и препят¬ствующее культивированию личной веры. Православ¬ная церковь критикует католическое учение о запасе добрых дел за трактовку таинства покаяния как своеобразного инк¬визиционного суда над грешником. В понимании пра¬вославных богословов покаяние есть своеобразное «врачевание» грешной души – внутренний акт духов¬ной жизни, облегчение совести через искреннее испо¬ведание грехов и вследствие этого – примирение души с Богом; католическое таинство покаяния предстаёт как внешний процесс следствия и суда над грешным чело¬веком, в результате которого последний необоснованно приобщается к запасу добрых дел для отпущения исповеданных гре¬хов. Представление о запасе добрых дел подвергается сегодня кри¬тике также со стороны ряда католических теологов, счи¬тающих его «неверно истолкованным понятием» (Карл Ранер).

 
PR-CY.ru