ЗАКОН БОЖИЙ - Страница 6

Вплоть до 1917 г. Закон Божий входил в программу церковных и светских начальных и средних учебных заведений в России как основной нравственно-мировоззренческий предмет. С ним было тесно связано церковное пение, которое представляло собой самостоятельную дисциплину. Законом Божьим называлось также преподавание основ католического, армянского, лютеранского, мусульманского, иудейского и других вероучений, которое проводилось в специализированных учебных заведениях. К началу XX в. преобладало формальное, поверхностное преподавание Закона Божия, учителя не учитывали распространённые в обществе нигилистические, материалистические, антирелигиозные идеи. Практиковалось заучивание текстов наизусть, не допускались дискуссии. Учителя не были свободны в методах преподавания, т.к. могли быть заподозрены в вольнодумстве. Чтобы нагляднее представлять ученикам разнородный материал предмета (Священную историю, церковную историю, катехизис, объяснение богослужения, молитвы), применялись три основных метода: поступательный (ученики полностью проходили отдельную часть предмета, например, Священную историю, и переходили к другой), совместный (одновременно рассматривались общие сюжеты из разных частей предмета, например, сотворение мира, первый член Символа веры, начало всенощного бдения и призывание в молитве Господней) и концентрический (все части предмета изучались в кратком изложении в течение года, а в следующем году уровень материала усложнялся); каждый имел свои недостатки. Становилась очевидной необходимость пересмотреть учебные программы и всю существовавшую воспитательную систему. 12–26 июля 1908 г. в Киеве состоялся четвёртый Всероссийский миссионерский съезд, где обсуждалось в том числе улучшение религиозного образования. Съезд обратился к Синоду с просьбой провести аналогичное собрание законоучителей. Всероссийский съезд преподавателей Закона Божия светских средних учебных заведений проходил с 20 июля по 1 августа 1909 г. в Санкт-Петербурге. На съезде много внимания уделялось методике преподавания и содержанию предмета. Один из делегатов, Фёдор Дмитриевич Самарин, утверждал, что «уроки Закона Божия не имеют сегодня религиозно-воспитательного значения» и объяснял это тем, что в обществе православие считается устаревшим, враждебным всякому просвещению. Ф.Д. Самарин предлагал сделать учебник Закона Божия более приближённым к современности, при этом основой преподавания должны были стать тексты Священного Писания, отцов церкви. Схожего мнения придерживался известный законоучитель Т.С. Тихомиров: «Новый Завет лучше всего передавать по Евангелию, конечно, с изменением слов чужих (порфира, виссон)…». В то же время другие участники съезда обращали внимание на то, что предлагаемый метод не давал возможности систематизировать знания, получить общее представление о церковной догматике. В итоге съезд констатировал, что программы и методики преподавания Закона Божия устарели и нуждались в реформировании. В 1912–1917 гг. в Житомире издавался церковно-педагогический журнал «Законоучитель». В июле 1917 г. в Петрограде состоялся второй съезд законоучителей, на котором также говорилось о необходимости проведения реформы. На съезде был создан Всероссийский законоучительский союз, председателем совета был избран протоиерей Михаил Павлович Чельцов.

 



 
PR-CY.ru