ЗЁЛЛЕ Доротея

ЗЁЛЛЕ Доротея (1929–2003 гг.) – представительница движения политической теологии, публицист. В 1949–1951 гг. Доротея Зёлле изучала философию и древние языки в университетах Кёльна и Фрайбурга, в 1951–1954 гг. – евангелическую теологию и германистику в университете Гёттингена. После окончания университета преподавала в женской гимназии Кёльна. С 1960 г. активно участвовала в политических акциях и выступала в средствах массовой информации, что принесло ей известность за пределами научного сообщества. После защиты кандидатской диссертации по литературоведению в Кёльнском университете в 1971 г. Доротея Зёлле преподавала на теологическом факультете университета Майнца. В 1975–1987 гг. Доротея Зёлле – профессор систематической теологии в Нью-Йорке. После возвращения в Европу преподавала теологию в Высшей школе Касселя и Базельском университете. Доротея Зёлле получила звания почётного доктора Парижского университета и почётного профессора Гамбургского университета. Доротея Зёлле расширяла границы теологии и литературы: «Как писательница я работаю с теологическим материалом так же, как скульптор – с камнем и деревом», теология должна быть, прежде всего, «ориентирована на жизнь, поэзию и искусство». Работа «Политическая теология» (1971 г.) стала откликом Доротеи Зёлле на дискуссию о роли политической теологии, в которой участвовали Юрген Мольтман, Иоганн Баптист Мец и Рудольф Бультман. Задачу политической теологии Доротея Зёлле видела в анализе социально-политических реалий современного мира, в «объединении теологии, веры и действия». Адресат политической теологии – обыватель, которого Доротея Зёлле призывала к критическому восприятию мира. По её мнению, благочестие должно проявляться в политической и общественной активности: помощи ближнему, борьбе за мир и справедливость. Главная роль отводится здесь позиции человека потому, что процесс творения мира не завершён, и люди являются его участниками. Доротея Зёлле утверждала, что деяния Бога в мире неразрывно связаны с действиями самих людей: «У Бога нет других рук, кроме наших». Она выступала против «мифологизации» Евангелия, утверждая, что «Библию лучше всего читать в очках, сделанных из газетных новостей». Эти идеи нашли дальнейшее развитие в работах «Выберите жизнь» (1980 г.) и «Любить и трудиться» (1999 г.). Большое влияние на Доротею Зёлле оказала Теология освобождения. Направление своих последующих работ она называет «экофеминистическая теология освобождения». Обращаясь к традиционным библейским темам (Исход, Пророки), Доротея Зёлле требовала освобождения от несправедливого политического и социального устройства, от идеалов общества потребления, милитаризма, глобализации, неолиберальной экономики. Бог для неё – это «свет, голос, любовь, свободная от власти». Доротея Зёлле призывала к возвращению гармонии человека и природы, основанной на любви человека к творению Бога; к поиску новой «экофеминистической духовности» и «экзистенциального языка Бога»; осуждала андроцентричный (культурно-языковые конструкции, выражающие мужское доминирование, например, отождествление понятий «человек» и «мужчина») подход в трактовке Библии, истории церкви и теологии. Не соглашаясь с представлением о Боге как об Отце, она не могла принять и именование «богиня-мать», поскольку этот вариант также сохранит черты «сексистского дуализма». В позднем произведении «Мистика и сопротивление» (1997 г.) Доротея Зёлле анализировала отношение между мистическим опытом и общественно-политической активностью человека. Мистикой для неё была «антиавторитарная» составляющая любой религии и стремление к её «демократизации». Доротея Зёлле утверждала, что представление о мистике как об уходе от мира – следствие представления о том, что религия – личное дело каждого. Мистический опыт, напротив, может и должен быть разделён с ближними, он не отделим от социальных отношений и отражается в политической жизни.

 
PR-CY.ru