ЗВОН - Страница 10

В пятый (малый) колокол, называемый также постовым или великопостным, благовестят к малой вечерне. Трезвон к ней совершается в два колокола. Также в два колокола звонят к вечерне и утрене в седмичные дни Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы (если не случится полиелейного или бденного празднования), 24 февраля перед вечерней, если не служится литургия Преждеосвящённых Даров (в два или в четыре колокола); на Благовещение, если оно попадает на понедельник Великого поста, вечером служится только малое повечерие, и благовест совершается редкий. Полный набор благовестных колоколов был, как правило, лишь при кафедральных соборах и на некоторых крупных монастырских звонницах и колокольнях, таких как колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, Софийская звонница в Великом Новгороде и проч. В практике звон других храмов первый по весу колокол использовался и как праздничный, и как воскресный, следующий по весу – как полиелейный, а иногда и как будничный. Для великопостного звона обычно употреблялся наиболее крупный колокол из числа средних. Перед самыми торжественными службами (вечерней, утреней и литургией) после благовеста положен трезвон как внутри суточных последований, так и перед вечерней и утреней в составе всенощного бдения. С введением ранних литургий в воскресные дни и двунадесятые праздники к этим службам стали совершать менее торжественный звон, чем к поздним, – более редкий благовест и без трезвона. Трезвон совершается также перед вечерней и перед литургией в те дни, когда вторая служба следует сразу за первой – на Благовещение, в Великие четверг и субботу и в те дни Великого поста, когда служится литургия Преждеосвящённых Даров, а также после чтения 12-го Страстного Евангелия в Великую пятницу. На праздник Пасхи и во всю Светлую седмицу (звон может совершаться в течение всего дня до вечерни), в воскресенья до Вознесения и в день отдания Пасхи трезвон бывает и после литургии. Для синодального периода засвидетельствована практика в храмовые праздники, царские и викториальные дни совершать благовест в начале молебна и трезвон после его окончания, а перед крестным ходом (в том числе в чине коронования) – благовест в один или в несколько колоколов (т.е. перезвон, или благовест перебором) и трезвон при начале и во время крестного хода. На праздничной утрене, согласно Типикону, кандиловжигатель совершает звон к Евангелию во многие колокола во время пения степенн. На литургии совершается звон к «Достойно» – от начала молитвы «Достойно и праведно» до «Достойно есть», введённый в Русской церкви, как полагают исследователи, при патриархе Иоакиме под влиянием западного обычая звонить во время произнесения установительных слов, причём на ранней литургии этот звон звучит только в дни, когда положена литургия «по рану». Перезвон исполняется на литургии в день Пасхи при чтении Евангелия (но не в Кириопасху): на каждой статии (возгласе, периоде) внутри церкви ударяют в кандию (маленький колокол), а снаружи – в большое било и большой колокол, «на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било». На утрене перезвон бывает на праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю и 1 августа во время великого славословия: перед выносом креста из алтаря в каждый колокол ударяют единожды (что может быть повторено два или три раза), а затем во все сразу, при пении же конечного Трисвятого, когда крест выносят на середину церкви, трезвон совершается во все колокола.

 



 
PR-CY.ru