ЗВОН - Страница 7

В русской православной традиции сложилось три способа звона: раскачивание колокола (очепный звон); удар в стенку колокола висящим внутри его языком, так называемый язычный звон; удар с наружной (реже внутренней) стороны молотком или специальным ударником. Последний способ, в основном, применялся для механического звона в курантах, где ударник соединялся с программно-механическим устройством. Очепный и язычный способы звукоизвлечения с глубокой древности существовали параллельно. Очепный звон широко использовался для колоколов большого и среднего веса, язычный – преимущественно для малых колоколов. Характер звона изменился в XVII в., когда язычный способ звона стал преобладающим. Объясняется это, во-первых, появлением сверхтяжёлых колоколов, раскачивать которые было нецелесообразно; во-вторых, тем, что в строительной практике окончательно утвердилась форма колокольни башенного типа, предполагающая круговое размещение колоколов. Другие колоколонесущие сооружения (псковская звонница-стенка, храм «иже под колоколы», палатная звонница) были вытеснены колокольнями. В процессе перехода к язычному звону помимо его большей техничности в сравнении с очепным значительную роль сыграла тенденция к сосредоточению в руках ведущего звонаря-солиста почти всей системы управления колокольным ансамблем. Исключение мог составлять звон в большие колокола отдельным звонарём или несколькими звонарями, а также звон на многоярусных колокольнях, где сольное исполнение невозможно. Централизация управления колоколами способствовала созданию индивидуальных исполнительских композиций и стилей звона; подобные процессы в XVII в. происходили и в других областях церковного искусства. Несмотря на всеобщее распространение язычного звона и доминирование его на протяжении XVIII–XX вв., очепный способ звукоизвлечения всё же продолжал использоваться в северо-западных регионах, в первую очередь, на Псковщине. До настоящего времени он сохранился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где используется для звона в три больших колокола. Наиболее достоверно исследователи могут судить о типах (жанрах) звона, лишь исходя из практики XIX – начала XX вв., когда были опубликованы специальные описания и некоторые графические записи их фрагментов. Более ранние свидетельства позволяют исследователям делать предположения о специфике звона прошлого, однако не дают основания для окончательных выводов в силу разноречивости и неполноты. Конкретная звуковая структура и манера исполнения зависели от типа подколокольного сооружения, состава колокольного набора и местных традиций богослужения и колокольного исполнительства. Соответственно статусу церковной службы и местоположению в богослужебном обряде различают звоны праздничные, полиелейные, будничные (простодневные), великопостные, погребальные (похоронные), водосвятные, а также звоны «на вынос креста», «на вынос плащаницы», к часам и др. Как особую обрядовую разновидность иногда выделяют крестноходовой и славословный звоны. Они характеризуются употреблением тех или иных колоколов (прежде всего, благовестников) и особенностями их использования (т.е. музыкальной структурой звона).

 



 
PR-CY.ru