ЗВОН - Страница 2

Исследователи полагают, что обычай звона перед началом трёх служб суточного круга (утрени, шестого часа и вечерни) повлиял на повсеместное распространение в XIII–XV вв. традиции ежедневно утром, в полдень и вечером совершать звон-ангелус, который производился с колокольни, использовался для извещения не только о богослужении, но и о других общественно важных событиях, в том числе о бедствиях и об опасности, следствием чего стала дифференциация колоколов по звучанию для разных типов звона. Использование нескольких колоколов для праздничного звона привело к стремлению согласовать их звучание. В XIV–XV вв. появилась практика выстраивания звучания колоколов в интервалы для исполнения в составе звона фрагментов мелодий церковных песнопений. В континентальной Европе, где обычно звонят с помощью раскачивания колоколов, для изменения характера их звучания используют другой способ – раскачивание языка. В XIX в. в Великобритании на некоторых колокольнях практиковался звон в неподвижные колокола с помощью специальных молотков, от которых вниз были проведены верёвки, чтобы звон мог осуществляться с нижних ярусов постройки (Ellacombe system). Похожая практика существовала в Канаде и США: в последней трети XIX – первой половине XX вв. там получили распространение конструкции из 8–15 колоколов, звон в которые осуществлялся с помощью нажатия на рычаги, укреплённые под звонницей на специальном основании. Обычно такие колокольные «инструменты» устанавливали как в церквах протестантских деноминаций, так и на башнях кампусов колледжей и университетов; на них исполняли мелодии гимнов и песен с добавлением подголоска – alto (популярность таких устройств способствовала последующему распространению на Американском континенте карийона). Изобретение курантов (набор колоколов в определённом, чаще всего хроматическом звукоряде с клавишным или автоматическим приводом) способствовало распространению механического звона и появлению карийона. Обычно карийон используется либо в церкви – на колокольне или на открытой звоннице, либо при муниципальных или образовательных учреждениях. Карийон, изобретённый на юге исторических Нидерландов в позднее Средневековье, пережил наибольший расцвет в XVII–XVIII вв. До конца XVII в. репертуар карийона состоял, главным образом, из церковной музыки, в том числе двух- и трёхголосной. В XVIII в. светский репертуар (танцевальная и официальная городская музыка, аранжировки клавирных произведений, а также рождественские народные песни (аналог колядок; см. в ст. Духовная музыка) начал вытеснять церковные мелодии; быстрее этот процесс происходил в южных, католических областях, чем в северных, протестантских. Появились также произведения, созданные специально для карийона. Как самостоятельное явление, учитывающее акустические характеристики колокола (вибрацию и специфический набор обертонов, с доминированием малой терции), музыка для карийона оформилась в XX в., испытав влияние современных музыкальных стилей и техник. В современных католических храмах звон-ангелус часто производится автоматически, с помощью электрического часового механизма.

 



 
PR-CY.ru