ЗВОНАРЬ - Страница 3

Звучание колоколов в традиционных звонах, особенно в руках опытного звонаря-мастера, оказывает благотворное, порой исцеляющее действие, подобно молитвенному чтению и песнопениям. «Типикон» (Устав) и другие церковные книги («Чиновники», «Обиходники») хотя и предписывают время исполнения колокольного звона, его продолжительность, отдельные виды и формы, как правило, детально не регламентируют процесс исполнения звонов. Поскольку особенности колокольного звона передаются, главным образом, в бесписьменной традиции (исключение – звонарский устав Оптиной пустыни, см. в ст. Звон), звонарь достаточно свободен в выборе средств и технических приёмов исполнения, порядка использования колоколов и его музыкальной организации и руководствуется, в основном, знанием местной храмовой традиции колокольного звона и указаниями настоятеля. Изредка среди мастеров колокольного звона встречаются люди, обладающие стройной индивидуальной системой воззрений на звонарское искусство. Обычно они являются практиками, наставниками менее опытных исполнителей и хранителями бесценного опыта и знания для других поколений. За редким исключением это мастера индивидуального (сольного) исполнительства, такие как житель Санкт-Петербурга Александр Васильевич Смагин (1843–1896 гг.), звонарь Покровской церкви в Казани Семён Семенович Толмачёв (род. в 1824 г.), ростовский звонарь Вячеслав Герасимович Хмельницкий (ум. в 1912 г.), жители Москвы Павел Фёдорович Гедике (род. в 1879 г.) и Константин Константинович Сараджев (1900–1942 гг.), который отличался высоким мастерством и чрезвычайно тонким ощущением звучаний и различных сочетаний колоколов, обладал гиперестезией (сверхчувствительностью) и способностью к слуховой синестезии (цветовому слуху), работал над созданием оригинальной теории «музыка-колокол» (осталась незавершённой). К.К. Сараджев положил начало также концертному направлению в колокольных звонах, которое в настоящее время развивается в самостоятельное музыкальное направление. Несмотря на серьёзные утраты и бедственное положение с колокольными звонами в советское время, многие церковные звонари в XX в. сохранили традиции звона. Их наследие стало основой для реконструкции православного церковного звона в наши дни. Среди них такие звонари, как Владимир Иванович Машков (Москва, Новодевичий монастырь), игумен Михей (Тимофеев; Троице-Сергиева лавра), монах Алексий (Норквист; Псково-Печерский монастырь), Александр Сергеевич Бутылин (Ростов) и многие другие. Их звоны стали образцом для современных звонарей, подготовка которых в конце XX – начале XXI вв. осуществляется как внутри приходов и монастырей, так и силами различных церковных школ и центров обучения колокольному звону. Иногда практическое обучение в них сочетается с просветительной и исследовательской работой в области церковного звона (Школа колокольного мастерства при храме Христа Спасителя в Москве (руководитель Игорь Васильевич Коновалов), Московский колокольный центр (руководитель Виктор Григорьевич Шариков, ум. в 2014 г.), Школа колокольного звона при церкви Владимирской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге (руководитель Владимир Степанович Кайчук), Новосибирская школа звонарей (руководитель Лариса Дмитриевна Благовещенская), Школа звонарей Минского епархиального управления (руководитель Александр Николаевич Малиновский (Иконников), с 2003 г. – Богдан Владимирович Берёзкин) и некоторые другие).



 
PR-CY.ru