ЗВОНАРЬ

ЗВОНАРЬ – церковнослужитель, производящий звон при храме или в монастыре. В РПЦ чаще всего для звона используются колокола, и тогда звонарь звонит посредством верёвок, соединённых с колоколами или колокольными языками (об иной практике звона см. в ст. Било). При этом исполнительская техника и система управления колокольным набором во многом определяются весом колоколов, их количеством и расположением на колоколонесущем сооружении. Один звонарь не всегда может справиться с большим количеством колоколов, поэтому в исполнении колокольного звона могут участвовать два, а иногда и несколько человек. Обычно первый звонарь раскачивает язык большого колокола, а второй звонит в малые и средние колокола. В тех случаях, когда колокола разобщены в пространстве (используются наборы нескольких колоколонесущих сооружений, либо звон производят на многоярусной колокольне или большой многопролётной звоннице), исполнительские партии распределяют внутри группы звонарей. Такой ансамблевый звон особенно характерен для монастырей и соборов. Необходимость исполнения колокольного звона артелью звонарей иногда свидетельствует также об архаичности исполнительской традиции, что исследователи наблюдали, например, на звонницах псковского типа и звонницах палатного типа (Северо-Западный и Владимиро-Суздальский регионы). Использование каких-либо автоматических приводов для православного звона нехарактерно, т.к. духовное и личностное начало является здесь одним из важнейших. Попытки некоторых изобретателей конца XIX в. создать самозвонные устройства, призванные заменить «ручной звон» и облегчить службу или вовсе упразднить служение звонаря, хотя и вызывали интерес, но не имели широкого распространения. Подобные системы с использованием достижений современной техники изредка практикуются и сейчас (например, в Николо-Богоявленском соборе в Санкт-Петербурге), однако целесообразность таких устройств автоматического звона многие признают спорной. На Руси обычно должность звонаря совмещалась с обязанностями пономаря (или папаэкклисиарха), а также церковного сторожа. Об этом свидетельствуют различные документы и произведения фольклора, в частности, пословицы: «Повещать сторожам софийским, как звонить в другие колокола большие» (Вторая Новгородская летопись под 1572 г.) или «Не быть звонарём, не быть и пономарём», «Не все пономари, а редко кто не званивал!» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. том 1). Имена многих звонарей сохранились в переписных книгах XVI–XVII вв., в церковных ведомостях XVIII – начала XX вв. и других письменных источниках, но сведений о жизни и специфике служения звонарей прошлого сохранилось немного. Как правило, они были выходцами из сословия крестьян или мещан. Иногда звонарями служили дети лиц духовного звания. Далеко не все монастырские звонари XVII–XVIII вв. были монахами. Иногда они жили на посаде своим двором и служили за жалованье (Псково-Печерский монастырь, XVII в.). При колокольне Ивана Великого в Московском Кремле было несколько десятков звонарей, проживавших в особой звонарской слободе, так называемых Звонарях. Руководил ими звонарный староста.

 



 
PR-CY.ru