ЗАБОЛОТНАЯ Наталия Викторовна - Страница 2

Рассматривая редакции концертов как сознательную, целенаправленную их переработку, Н.В. Заболотная раскрыла смысл таких методов редактирования, как фактурное обновление, связанное с изменением хорового состава, стилистическая редакция – внесение новых мелодических, гармонических и других деталей, композиционно-драматургическая перестройка целого – свободная компоновка уже существующего материала. Н.В. Заболотная исследовала обработки напева Киево-Печерской лавры XVII–XVIII вв. и его параллели с западноевропейской духовной музыкой (Г. Шютц); собранный материал составил основу учебного пособия по хоровому многоголосию (1993 г.). Используя многочисленные источники в архивных фондах Москвы, Санкт-Петербурга, Н.В. Заболотная изучала церковнопевческую книжность эпохи Студийского устав. Текстологический подход позволил ей раскрыть ряд особенностей комплекса певческих книг ХI–ХIV вв., который в то время был унифицирован в значительно меньшей степени, чем в последующий период. Н.В. Заболотная охарактеризовала структуру и состав книг, описала нормы текстологии и музыкальной семиографии, а также показала, как изменялось взаимодействие их элементов в зависимости от исторического периода и типологии певческих центров Древней Руси. Одним из основных положений работы стало разделение корпуса книг на две группы: «служебно-певческие» (ненотированные и частично нотированные – Минеи, Триоди, Октоихи) и «образцово-певческие» (преимущественно нотированные – Кондакари, Ирмологии и, прежде всего, Стихирари как «ядро нотированной книжности»). Различие этих групп, по мнению Н.В. Заболотной, было обусловлено функционально: ненотированные (и частично нотированные) книги использовались при пении за богослужением, нотированные выполняли роль «образцовых» собраний напевов – «справочных пособий» для распевщика. Обе формы записи песнопений предполагали значительную роль устной традиции в их бытовании. По ненотированным книгам – исполнение на память по устоявшимся в разных жанрах гласовым моделям, а по нотированной книге необходимо «предварительное знание песнопения, что позволяло при виде нотации возобновить, оживить звучащий в памяти напев» («Древнерусская церковнопевческая книжность XI–XIV вв. в историко-функциональном аспекте»: Докторская диссертация). Положения работ Н.В. Заболотной относительно древнерусской певческой книжности были впоследствии развиты Ниной Борисовной Захарьиной, Екатериной Васильевной Плетнёвой, Ю.В. Артамоновой.



 
PR-CY.ru