ЗАБОЛОТНАЯ Наталия Викторовна

ЗАБОЛОТНАЯ Наталия Викторовна (род. в 1957 г.) – музыковед, исследователь русского церковного пения и богослужебной книжности, педагог, доктор искусствоведения (с 2002 г.). Окончила историко-теоретический факультет Харьковского государственного института искусств (1980 г.), аспирантуру Киевской консерватории (1983 г., научный руководитель Нина Александровна Герасимова-Персидская). С 1980 г. – преподаватель Харьковского института искусств; с 1985 г. – сотрудник Российской академии музыки (РАМ; с 1991 г. – доцент, с 2004 г. – профессор). В течение ряда лет была проректором по научной работе РАМ, возглавляла исследования древней музыкальной культуры (научный редактор-составитель сборников статей, руководитель работ молодых исследователей). В 2001–2006 гг. – научный сотрудник Государственного института искусствознания, с 2003–2006 гг. заведовала отделом музыки. С 2007 г. – главный редактор электронного издания «Вестник РАМ имени Гнесиных». В выборе темы научных исследований Н.В. Заболотной в начале 1980 гг. сыграли роль первые фундаментальные работы в области партесного концерта Н.А. Герасимовой-Персидской, Владимира Васильевича Протопопова, Татьяны Федосьевны Владышевской, Александры Сергеевны Цалай-Якименко. Исследования Н.В. Заболотной, выполненные на материалах архивных фондов Киева (национальной библиотеки  Украины имени В.И. Вернадского), Москвы (Исторический музей; Российская государственная библиотека), Санкт-Петербурга (Российская национальная библиотека), выявили специфику партесного концерта, многообразная жанровая сфера которого объединила, как казалось, несовместимые стилистические признаки музыки Средневековья и Нового времени. В партесных композициях сочетаются стабильные (устойчивая, индивидуальная для каждого концерта последовательность тематически выразительных звеньев) и мобильные (развитие материала) черты. Осуществлённое Н.В. Заболотной сопоставление ряда концертов с общей текстовой первоосновой выявило различные формы авторского подхода в условиях (преимущественно анонимного) партесного творчества – от переделок одного и того же концерта до создания различных сочинений на один текст.

 



 
PR-CY.ru