ЗАВАДСКИЙ Василий Григорьевич

ЗАВАДСКИЙ Василий Григорьевич (1860 гг. – первая половина 1930 гг.?) – дирижёр, регент, преподаватель пения, композитор. Отец В.Г. Завадского был регентом церкви при Новороссийском университете в Одессе. В.Г. Завадский получил домашнее музыкальное образование. С 1890 г. преподавал пение в Одесском коммерческом училище, создал детский хор, был регентом церковного хора. С 1881 г. в Русском, затем в Новом театре в Одессе ставил детские оперы Н.П. Брянского, Франца Абта и др., руководил труппой оперы «Феерия», организовал Детскую капеллу, Русский национальный хор из 45 мужских и детских голосов; в 1907–1915 гг. назывался «Русская хоровая капелла», состоял из сорока исполнителей (с женщинами вместо мальчиков; певцы выступали в русских национальных костюмах). С конца 1890 гг. В.Г. Завадский гастролировал по многим городам России: побывал в Николаеве, Херсоне – с детской оперой (1897 г.), в Кишинёве – с Детской капеллой (1905 г.), с концертным хором совершил турне по Крыму, Кавказу, приволжским городам (1905 г.); выступал с концертами в Тамбове (1907 г.), в Житомире, в Ковно (ныне Каунас, Литва), в Нижнем Новгороде (1908 г.), в Иркутске, в Полтаве, в Вологде (1910 г.), в Харбине, во Владивостоке, в Хабаровске (1913 г.), в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). С 1915 г. жил в городе Валуйки Воронежской губернии. В репертуар капеллы входили произведения русских композиторов, как светские (Александра Сергеевича Даргомыжского, Александра Порфирьевича Бородина, Цезаря Антоновича Кюи, Петра Ильича Чайковского, Александра Егоровича Варламова, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Антона Григорьевича Рубинштейна, Александра Тихоновича Гречанинова, Василия Сергеевича Калинникова, Сергея Васильевича Рахманинова и др.), так и духовные (Александра Андреевича Архангельского «Гласом моим», собственные сочинения В.Г. Завадского – «Разбойника благоразумнаго», «Отче наш», «Многая лета»), а также духовные сочинения католической традиции – «Ave Verum» Вольфганга Амадея Моцарта, №35 из оратории Йзефа Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте» и др. Хоровые коллективы под управлением В.Г. Завадского пользовались неизменным успехом. По свидетельству прессы, В.Г. Завадский стремился к высокому профессиональному уровню исполнения и хотел, чтобы капелле присвоили звание художественной (в современной терминологии академической). Критики отмечали, что у В.Г. Завадского «хорошая постановка хора», профессиональное обучение детей. Он последовательно выступал за национальную постановку музыкального образования в учебных заведениях России. Выдвинутая им идея организации в деревне народно-певческих и народно-оркестровых общин, одобренная Министерством народного образования, была осуществлена им в Валуйском уезде Воронежской губернии. В.Г. Завадский создал методику обучения пению и успешно использовал её в педагогической и концертной практике. В «Кратком изложении простейших приёмов обучения в школе нотной грамоте» он писал о соединении пения с элементарной теорией музыки, о введении игровых приёмов в методику обучения, делился опытом вокально-хоровой работы, включавшей упражнения на развитие дыхания, на улучшение дикции певцов, в том числе чтение стихотворений с разных тонов с выделением согласных, что развивает силу голоса и слух. В.Г. Завадский оставил большое музыкальное наследие, в том числе переложения для хора из опер Джузеппе Верди, Алексея Николаевича Верстовского, Александра Николаевича Серова, обработки народных песен, трёхголосные аранжировки церковных песнопений «Царю Небесный», «Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего», «Спаси, Господи, люди Твоя», которые, он считал, «можно петь непосредственно переходя от одной к другой, задавая тон только для первой». Исследователи отмечают, что в молитвах использовались приёмы речитации, аккордовая фактура гармонизации, особо отмечалось, что при исполнении длительных музыкальных фраз необходим навык цепного дыхания.

 
PR-CY.ru