ЗАКАРИЯ ДЗАГЕЦИ, Дизакеци

ЗАКАРИЯ ДЗАГЕЦИ, Дизакеци (около 800 – 876 гг.) – католикос Армении (с 854 г.). Сведения о жизни Закарии Дзагеци до его возведения на престол отсутствуют. В течение дня он был рукоположён во диакона, во иерея, во епископа и стал католикосом. В 862 г. Армения добилась автономии в составе Арабского халифата: крупнейший из нахараров Армении Ашот Багратуни (862–890 гг.) получил от арабов титул «князь князей». В этот же период начали укрепляться связи между Арменией и Византийской империей: Константинополь пожаловал Ашоту придворный титул куропалата. Одной из важных задач католикосата Закарии Дзагеци стал вопрос о восстановлении церковного общения с Константинопольским и другими патриархатами христианского Востока. С конца 850 гг. между Константинопольским патриархом Фотием, Закарием Дзагеци и князем Ашотом велась оживлённая переписка. Сохранились некоторые из этих посланий, как на греческом, так и на армянском языке. О переписке между Закарии Дзагеци и Фотием есть сведения и в трудах позднейших армянских авторов (Самуэл Анеци, Асолик, Киракос Гандзакеци). Письма патриарха Фотия, склонявшие армян принять халкидонское вероисповедание, были написаны в дружественном тоне. В письмах патриарх неоднократно указывал на своё армянское происхождение и даже на родство с правящей в Армении царской фамилией Багратидов. В двух посланиях (на греческом языке и на армянском языке) к армянскому царю Ашоту патриарх Фотий называет его родственником, а один раз более определённо – «родственником по крови». Исследователям известно, что братом матери патриарха Фотия был Аршавир Камсаракан, армянское происхождение которого у исследователей не вызывает сомнений. В 862–863 гг. по инициативе Закарии Дзагеци был созван Ширакаванский собор, который должен был рассмотреть предложения патриарха Фотия о церковном общении. На Собор прибыл посланник патриарха Фотия митрополит Иоанн Никейский, однако доводы константинопольских иерархов были отвергнуты. Ответное послание в Константинополь было написано армянским вардапетом Сааком Мрутом и утверждено Собором. Несмотря на отказ армян от немедленного восстановления церковного общения, активная переписка Закарии Дзагеци и патриарха Фотия продолжалась ещё много лет. В окружном послании 867 г. патриарх Фотий, вероятно, в пропагандистских целях, заявлял, что армяне уже перешли в истинную веру (т.е. признали Халкидонский собор). Тем не менее, в письмах середины 870 гг. вновь обсуждался тот же вопрос о возможности принятия догматов Халкидонского собора в Армении. В 875 г. Закарии Дзагеци созвал Собор, в котором приняли участие как епископы, так и армянские нахарары. Собор принял решение о провозглашении независимости Армении и обратился к арабскому халифу аль-Мутамиду с просьбой признать Ашота Багратуни царём Армении. Стремление Армении к независимости вызвало очередной кризис в отношениях с Халифатом, однако попытки мусульман подавить армянское сопротивление закончились провалом, и в 885 г. Ашот I Багратуни был признан царём Армении. Закария Дзагеци был похоронен в Двине рядом с другими патриархами. Литературное наследие Закарии Дзагеци включает 25 гомилий, большинство из которых не опубликовано. Проповеди, в основном, предназначались для чтения во время праздников и были написаны высоким стилем с употреблением многочисленных риторических фигур. Из этих произведений полностью опубликованы лишь «Энкомий на воскресение Христа» и отрывки из гомилии «К великому дню погребения Господа Иисуса Христа». Источниками для некоторых произведений Закарии Дзагеци (например, «О муках Христа», «К великому дню субботы погребения Господня», «К воскресению Христа») послужили апокрифическое «Евангелие от Никодима», а также речи Феофила (ученика Иоанна Златоуста) и Елише.

 
PR-CY.ru