ЗИММЕЛЬ Георг - Страница 7

Георг Зиммель подверг критике попытки редукции религии к морали и подчёркивал целостный характер религиозного миросозерцания. Согласно Георгу Зиммелю, критика исторического содержания религии не затрагивает её существа. Религия есть способ бытия религиозной души, формообразующая функция внутренней жизни, а потому столь же неопровержима, сколь и само бытие. Именно религиозный способ бытия, а вовсе не исторически определённое вероучительное содержание является единственным носителем религиозно-метафизической ценности. Третий, заключительный этап отмечен возросшим интересом к метафизической проблематике, которую Георг Зиммель, опираясь на Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Эмиля Дильтея, разрабатывал в форме философии жизни. Как философ он стремился соединить эволюционно-генетическое понимание действительности с утверждением априорно значимых смыслов. В понятии жизни Георг Зиммель видит единственное средство преодоления трагической несовместимости «философии бытия» и «философии становления»: «Жизнь – единственная известная нам форма существования, в которой остающаяся тождественной самой себе неразложимая сущность сохраняет себя на протяжении непрерывного ряда изменений формы, и только тогда, когда мы трактуем подвижные элементы действительности по образу и подобию стадий процесса жизни, их можно совместить с нерушимым единством мира, носителя этого процесса». Развивая и по-новому интерпретируя учения Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Шлейермахера, Георг Зиммель трактует жизнь как «индивидуальное всеобщее», как форму действительности, в которой реализуется подвижное единство субъекта и объекта, бытия и долженствования. В основе единства всякой конкретной формы жизни лежит «индивидуальный закон» – принцип формообразования и развития именно этого конкретного существа: «Всеобщее индивидуума находится не над его действиями, как абстракция, но под ними, как их корень. Каждая «часть» индивидуума пронизана жизнью; ни одна не имеет в пределах жизни отдельного завершённого значения сама по себе. Однако тем самым единство частей ещё безусловнее: кто не может постичь индивидуум как целое, тот вообще неспособен постичь в нём что-либо абсолютно». Этот принцип имеет для Георга Зиммеля как метафизическое, так и этическое измерение. Нравственную жизнь вслед за И. Кантом он понимает как бесконечное приближение к реализации безусловного долженствования, которое, однако, рассматривает не как чистую форму, а как функциональное единство органического ряда. Воздействие взглядов Георга Зиммеля на гуманитарную мысль ХХ в. было значительным. Его социологическое творчество оказало существенное влияние на ведущих европейских и американских социологов, прежде всего, на Э. Дюркгейма, Марселя Мосса, Джорджа Герберта Мида. К работам Георга Зиммеля восходит социология конфликта Льюиса Альфреда Козера. Как философ Георг Зиммель сыграл существенную роль в духовном становлении Дьёрда Бернарда Лукача и Эрнста Блоха. Ряд мотивов творчества Георга Зиммеля нашёл отклик в работах французских философов экзистенциалистской ориентации Жана-Поля Сартра, Владимира Янкелевича и др. В России творчество Георга Зиммеля активно осваивалось философами и публицистами, участвовавшими в русском издании международного журнала «Логос».



 
PR-CY.ru