ЗИММЕЛЬ Георг - Страница 5

Социальные науки, прежде всего, социология, методологический базис которой стремится заложить Георг Зиммель, исследуют не односторонние каузальные связи, но сложную систему взаимодействий, логика реконструкции которых зависит от избранной исследовательской перспективы: «Поскольку её (социологии) предмет включает в себя такое обилие движений, то типичным и внутренне необходимым кажется, в зависимости от наблюдений и тенденций исследователя, то одно, то другое... всякое единое нормирование, всякое установление единообразной формы этих отношений необходимо односторонне, и можно привести много доводов в пользу противоположных утверждений о том же самом предмете. Более глубокое основание тому заключено в сложности объектов, которые всячески противятся разложению на простые части, примитивные силы и отношения. Всякое общественное событие или состояние, которое мы делаем объектом, есть проявление и соответственно действие бесчисленных событий-частей...» («Über die soziale Differenzierung». 1890 г.). На этом основании Георг Зиммель критически оценивает претензии марксистской социологии на выявление законов общественного развития. Социология в его понимании – «эклектическая наука, поскольку её материал образуют продукты других наук. Она пользуется результатами истории, антропологии, статистики, психологии как полуфабрикатами; она обращается не непосредственно к изначальному материалу, обрабатываемому другими науками, но, будучи, так сказать, наукой второй степени, создаёт из того, что для прочих наук уже является синтезом, новые синтезы». Смыслообразующими категориями понятого таким образом социального познания становятся у Георга Зиммеля понятия взаимодействия (Wechselwirkung) и оформления (Formung): «Все те большие системы и надындивидуальные организации, которые обычно подразумевают под понятием общества, суть не что иное, как закрепление – в виде существующих рамок и самостоятельных образований – непосредственных взаимодействий, ежечасно и в течение всей жизни происходящих как в одном, так и в другом направлении взаимодействий... Если можно сказать, что общество – это взаимодействие между индивидами, то задача науки об обществе в самом строгом и подлинном смысле этого слова – описать формы этого взаимодействия» («Grundfragen der Soziologie». 1917 г.). Однако постигаемые в целостном контексте межчеловеческих взаимодействий ценности и нормы познаются в их генезисе как процесс формообразования материала. Таким образом, социология представляет собой концентрированное выражение общей тенденции всех наук о духе: «...Растворить прочное, равное самому себе, субстанциальное в функции, силе, движении и во всяком бытии распознать исторический процесс его становления» («Über die soziale Differenzierung». 1890 г.). Подобное генетическое осмысление моральных ценностей Георг Зиммель предпринял в двухтомном «Введении в науку о морали», где подверг критике утилитаристское обоснование морали и попытался с помощью доводов из области психологии и социологии продемонстрировать изначально альтруистический характер морального сознания. Второй этап характеризуется разработкой комплексного метода исследования форм социального взаимодействия. Методологической базой для таких исследований становится различение формы и содержания социального взаимодействия.

 



 
PR-CY.ru