ЗОТИК СИРОПИТАТЕЛЬ - Страница 2

В гневе император распорядился привязать Зотика Cиропитателя к диким ослам и пустить их в поле. Когда мученик предал дух Господу, ослы человеческим голосом обличили жестокость императора, а на месте гибели святого забил источник с целебной водой. Увидев эти чудеса, Констанций раскаялся и приказал похоронить Зотика Cиропитателя с почестями и построить на государственные средства приют для больных. Память Зотика Cиропитателя в Константинополе отмечалась 31 декабря в церкви св. апостолов Петра и Павла в Орфанотрофии (возведена императором Юстином II в 571–572 гг.). Также исследователям известно, что в районе холма Элеонес существовала церковь, посвящённая Зотику Cиропитателю, память мученика там отмечалась 8 января. Память Зотика Cиропитателя отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. 30, 31 декабря и 8 января без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава Зотик Cиропитатель е упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава, XII–XIII вв., 30 декабря отмечается память Зотика Cиропитателя, мученицы Анисии и преподобной Мелании Римляныни, память которой переносится на предыдущее число с 31 декабря – дня отдания праздника Рождества Христова. Согласно первопечатным греческим (Венеция, 1545 г.) и русским (М., 1610 г.) Типиконам, служба Зотику Cиропитателю совершается на повечерии; в московском издании указан кондак Зотику Cиропитателю второго гласа на подобен «Твердыя». Согласно славянским изданиям богослужебных книг, включая и современные, служба Зотику Cиропитателю также поётся 30 декабря на повечерии (в современных греческих богослужебных книгах память Зотика Cиропитателя не отмечается). Последование Зотику Cиропитателю, которое содержится в современной славянской Минее, включает: канон Зотику Cиропитателю с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, ирмос и седален. В Минее (МП) помещён тот же кондак Зотику Cиропитателю, что и в первопечатном московском Типиконе. По рукописям исследователям известны и другие песнопения Зотику Cиропитателю: канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, ирмос (начало: «Прожив доблестнейшую жизнь»); анонимный канон, посвящённый попразднству Рождества Христова и Зотика Cиропитателя, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Ныне исполняются всяческие»; кондак второго гласа на подобен «Вышних ища».



 
PR-CY.ru