ЗУБОВ Валентин Платонович - Страница 6

Институт к этому времени, во многом благодаря В.П. Зубову, перерос свои первоначальные рамки и превратился в крупное научно-исследовательское учреждение. К 1925 г. он насчитывал около тысячи студентов и около сотни преподавателей и научных сотрудников. 2 августа 1922 г. В.П. Зубов был вновь арестован, причём без предъявления обвинения, и четыре месяца провёл в тюрьме. Обстановка в стране менялась. Как писал В.П. Зубов в своих мемуарах: «Моё присутствие в России потеряло смысл: я оставался там для службы стране, несмотря на коммунизм, и отдавал себе отчёт, что в некоторой степени я был ей полезен – а рикошетом и правительству, для которого, впрочем, личных заслуг не существовало, не имея больше возможности служить России, я не собирался оставаться там для прекрасных глаз большевиков». Кроме того, острый конфликт, возникший между В.П. Зубовым и сотрудниками центральных музеев на почве разногласий по поводу дальнейшей судьбы пригородных дворцов Петербурга отравил, по его словам, «атмосферу в его ближайшем окружении». 16 июля 1925 г. В.П. Зубов уехал в заграничную командировку и больше в Россию не вернулся. Первое время за границей жил в Ницце, затем переехал в Берлин, а после Второй мировой войны в Париж. За границей много и активно работал, публикуя свои труды по самой разнообразной тематике в различных периодических изданиях. Член Союза русских дворян. С 1951 г. – генеральный секретарь правления Русской академической группы в Париже. Читал лекции в Русском научном институте (1951–1960 гг.), на Высших женских богословских курсах (1953–1955 гг.), в Центре по изучению православия при Богословском институте в Париже (1954–1955 гг.), на славянском факультете Католического института (1956 г.). Масон. В 1961 г. стал членом масонской ложи «Юпитер», в 1965 г. покинул её и вошёл в «регулярную» русскую «Новая Астрея», в 1967 г. стал великим секретарём (канцлером) державного капитула «Астрея». В.П. Зубов был автором множества работ по истории искусства. В 1920 гг. печатался в газете «Жизнь искусства», защищая музейные ценности: «Значение мелкой музейной единицы» (20 июня 1922 г.), «В Эрмитаже Павловской статуе обломали руки» (1922. 27 июня), «К предстоящей музейной конференции. I.» (1922. 11 июля), а также в «Красной газете»: «Почему не надо разрушать дворцов-музеев» (1922. 2 июня). В 1950–1960 гг. занимался изучением русской иконописи и апокрифов. Однако самый плодотворный период в его научной деятельности наступил уже на склоне жизни – с середины 1950 гг. Причём, по его собственным словам, будучи по образованию историком искусств, он в тот момент «стал историком, по крайней мере, в том, что касается истории России XVIII века». Итогом его исторических изысканий стала опубликованная в 1963 г. на немецком языке монография «Император Павел I: человек и судьба». Умер В.П. Зубов в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Даже за рубежом он помнил о Родине и заботился о сохранении её культурного наследия. Свидетельством тому является удивительная история одного из экспонатов Гатчинского дворца-музея – воскового рельефа собственноручной работы императрицы Марии Фёдоровны, жены Павла I. Осенью 1996 г. он был передан в Гатчину дочерью В.П. Зубова – Анастасией Валентиновной Зубовой-Беккер. По её словам, этот рельеф был куплен В.П. Зубовым вскоре после Второй мировой войны на одном из блошиных рынков Парижа. На произведении сохранились довоенные инвентарные номера Гатчинского дворца и надпись, сделанная В.П. Зубовым на обороте: «Происходит из Гатчинского дворца, откуда он был похищен немцами во время войны 1941–1945 гг. Вернуть в Россию, как только сменится режим. В.З.». Передача стала возможной благодаря бывшей сотруднице Гатчинского дворца-музея Елене Мещеряковой, ныне живущей в Германии. Она познакомилась с А.В. Зубовой-Беккер в Баден-Бадене, где та жила последние годы своей жизни, и любезно взяла на себя труд доставить барельеф из Германии в Россию.



 
PR-CY.ru