ЗУБОВ Валентин Платонович - Страница 2

В.П. Зубов пожертвовал для института часть своего дома на Исаакиевской площади. В институт принимались все желающие, а лекции в нём были бесплатными. В 1913 г. В.П. Зубов защитил докторскую диссертацию, с 1915 г. – профессор, читал лекции в институте, в 1912–1921 гг. – ректор, с 1921 по 1924 гг. – председатель президиума института. После Февральской революции со всей остротой встал вопрос о судьбе бывших пригородных императорских резиденций. По логике событий, после свержения царизма они становились народной собственностью. Поэтому 27 мая 1917 г. декретом Временного правительства в дворцовых пригородах были созданы Художественно-исторические комиссии «для приёма, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ» императорских дворцов. Вместе с директором музея и художественной школы Штиглица Александром Александровичем Половцевым и редактором-издателем художественного журнала «Старые годы» Петром Петровичем Вейнером В.П. Зубов был направлен во главе приёмной комиссии в Гатчинский дворец, в сентябре возглавил работу по эвакуации художественных ценностей. 22 ноября наркомом А.В. Луначарским назначен директором Гатчинского музея-дворца. Неоднократно подвергался арестам: 15 ноября 1917 г. арестован в Гатчине, 26 ноября освобождён из-под ареста.7 марта 1918 г. арестован вместе с великим князем Михаилом Александровичем, 9 марта 1918 г. освобождён. 2 августа 1922 г. арестован в Москве и заключён во внутреннюю тюрьму на Лубянке, позднее переведён в Бутырскую тюрьму. 2 сентября отправлен в Петроград и заключён в Дом предварительного заключения. 2 декабря освобождён. Летом 1917 г. была проделана сложная, кропотливая работа. В соответствии со старыми описями выяснялось наличие и сохранность предметов, составлялись инвентарные покомнатные описи, научное описание предметов заносилось на отдельные карточки, кроме того, во дворец было вывезено художественно-ценное имущество из парковых павильонов. В это же время активно обсуждался вопрос о дальнейшем использовании дворцов. Очень быстро сотрудникам комиссий стало ясно, что пригородные дворцы представляли собой, по словам В.П. Зубова, «исторически сложившиеся организмы, тесно связанные с происходившими в них событиями, и памятники художественных вкусов последовательных поколений. Разрознивать их было бы крупной ошибкой». Поэтому они приходят к выводу, что дворцы должны стать национальными музеями, причём музеями не совсем обычными, а музеями-дворцами, т.е. комплексными историко-бытовыми и историко-художественными музеями. По мнению исследователей, в большинстве музеев, будь то исторические, технические, художественные и т.д., экспозиция создаётся искусственно, в соответствии с разработанной музеем научной концепцией. Музейные предметы здесь представляют собой научно организованную совокупность, которая служит раскрытию определённой темы. При этом характерно внимание, прежде всего, к отдельному экспонату. Экспозиция строится так, чтобы выявить, подчеркнуть достоинства каждого музейного предмета. Несколько иначе дело обстоит в историко-бытовых и историко-художественных музеях. Здесь экспозиция выстроена самой жизнью, конкретной историей памятника.

 



 
PR-CY.ru