ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ - Страница 3

Хотя некоторые исследователи пытались на основании приводимых позднейшими авторами фрагментов реконструировать структуру и содержание его отдельных работ, ввиду разрозненности свидетельств больших успехов в этой области достигнуто не было. Вследствие этого сохранившиеся фрагменты Зенона Китийского традиционно группируются не по сочинениям, а тематически, с ориентацией на сложившееся у его последователей членение стоического учения. Диоген Лаэртский приводит противоречивые сведения о его смерти: по одним свидетельствам, Зенон Китийский умер «безболезненно, в полном здоровье». Однако приводится и другая версия: уходя с занятий, Зенон Китийский споткнулся и сломал палец; он воспринял это как божественный знак времени окончания жизни и тотчас же умер, «задержав дыхание» (дословно «задушив сам себя»). По свидетельству Лукиана, Зенон Китийский, напротив, умер не сразу, а вернулся домой и скончался от голода, «отказавшись принимать пищу». У него было значительное число учеников, которые продолжили разработку учения Зенона Китийского после его кончины. Наиболее известен из них его преемник в руководстве стоической школой Клеанф, возможно, недолго учился у Зенона Китийского и сменивший Клеанфа во главе школы Хрисипп. Среди прочих античные авторы называют имена сподвижников Клеанфа Аристона Хиосского и Герилла Карфагенского, Дионисия Гераклейского (который позднее стал эпикурейцем), Персея, Каллиппа, Посидония и др. Философские взгляды Зенона Китийского, которые во многом являются свидетельством общего философского эклектизма эллинистической эпохи, пронизаны самыми различными влияниями и отсылают исследователей к весьма широкому спектру предшествующих философских традиций. В этой связи исследователи находят весьма характерным рассказ Диогена Лаэртского о том, что Зенон Китийский в молодости обратился к оракулу с вопросом, как ему жить наилучшим образом. Ответом оракула были слова: «Брать пример с покойников», которые Зенон Китийский понял в том смысле, что ему нужно изучать сочинения живших прежде него философов. В его учении прослеживается влияние платонической традиции, по мнению исследователей, он был хорошо знаком со взглядами скептиков, глубоко изучил современную ему диалектику, разрабатывавшуюся философами-мегарцами. Несмотря на вторичный характер многих идей Зенона Китийского, их творческое объединение в рамках строгой системы позволило ему занять особое место в истории античной философии и основать собственную философскую школу. При этом уже античные авторы отмечали, что Зенон Китийский был оригинален не столько в области идей как таковых, сколько в области разработки новой и непривычной философской терминологии. Цицерон писал: «Зенон... был изобретателем не столько новых предметов, сколько новых слов». Серьёзные сложности для исследователей в деле реконструкции подлинного учения Зенона Китийского сопряжены с фрагментарным характером сведений о нём. Среди античных авторов наиболее распространённой формой цитирования стоических взглядов является общее указание на «мнение стоиков», а изредка приводимая конкретная атрибуция с трудом поддаётся верификации.

 



 
PR-CY.ru