ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ - Страница 11

Проведённое Зеноном Китийским деление людей на два строго отграниченных друг от друга класса выполняло двойную функцию: «С одной стороны, оно лишало смысла традиционные полисные идеалы, уравнивавшие всех свободных людей независимо от их нравственных качеств; с другой стороны, оно призвано было обосновать теорию «космополиса» как всемирного государства разумных существ». Общественно-политические взгляды Зенона Китийского были целиком обусловлены его этическим идеалом. Исследователи полагают, что он отвергал традиционное государственное устройство как не соответствующее разумным принципам и хотел, чтобы люди жили не «отделённые друг от друга различными установлениями, но считали бы всех людей соотечественниками и согражданами, чтобы... были (у всех) единая жизнь и единый порядок, как у стада, пасущегося на общем пастбище». В таком государстве гражданское достоинство должно определяться не происхождением или социальным статусом, но статусом разумного существа и добродетельностью. При этом конкретные моральные требования Зенона Китийского к гражданам такого идеального государства были обусловлены заботой об обществе, а не об отдельных индивидах: так, по свидетельству Оригена, именно из соображений общественного блага Зенон Китийский «отвергал прелюбодеяние»; однако, как писал Епифаний Кипрский, «говорил, что сходиться с мальчиками можно беспрепятственно»; допускал общность жён и полагал, что трупы умерших должны быть отданы на съедение животным или даже, по словам апологета Феофила, епископа Антиохийского, съедены их детьми и родственниками. По мнению исследователей, всё это отражает первоначальное киническое образование Зенона Китийского, а также тесно связано с его представлением о мудреце, который заботится о своём внутреннем состоянии и потому может пренебрегать внешними общественными установлениями как «безразличным». При всех недостатках и некоторых логических несообразностях, которые заключала в себе разработанная Зеноном Китийским философская система, её очевидным достоинством для греков эллинистической эпохи была способность Зенона Китийского дать чёткие и практически реализуемые ответы на те философские вопросы, которые возникали в обществе, переживавшем общественный и культурный кризис. Именно лаконичность и практичность философии Зенона Китийского позволили ей в дальнейшем сравниться по влиянию с более мощными платонической и перипатетической традициями и одновременно сохранить непосредственную связь с действительностью, вырасти в некое подобие философско-религиозного учения, готового отвечать практическим запросам людей, ищущих внутреннее надёжное основание бытия и жизни в условиях внешней нестабильности.

 



 
PR-CY.ru