ЗАВИСТЬ - Страница 9

Известный психоаналитик Мелани Кляйн в предисловии к книге «Зависть и благодарность» пишет: «Я пришла к выводу, что зависть – это наиболее мощный фактор, подрывающий чувства любви и благодарности у самого их корня, поскольку она влияет на наиболее ранние из всех отношений, отношения с матерью». Зависть произрастает и на почве реальной социальной несправедливости. Ребёнок из малообеспеченной семьи, видя, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми, не может не позавидовать. Социальную зависть философы и представители социальной психологии очерчивают более широко. Иван Александрович Ильин в статье «Зависть как источник бедствий» (1952 г.) писал, что главный источник мировых событий в XX в. – человеческая зависть. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обострённой зависти; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой зависти: «почему ты, а не я? твоё, а не моё?». «Отсюда, – как утверждал И.А. Ильин, – и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор». Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. И.А. Ильин приводит отрывок из «Бесов» Фёдора Михайловича Достоевского: «Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство». Развернувшиеся в XX в. события привели к величайшему религиозному кризису. «Люди не «утратили Бога»..., а ополчились на самую идею Бога; они стремятся скомпрометировать и разложить религиозный акт души; они готовы искоренить на земле всех верующих». Кто печётся об абсолютном равенстве, т.е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?», на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения – зависть. Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от зависти, которую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они.



 
PR-CY.ru