ЗАВИСТЬ - Страница 6

Он сопоставлял зависть с соперничеством и ущемлённостью: похвальное соперничество – это соревнование, дурное – ревность, при последнем «человек хочет того, чего у него нет, а у другого есть»; ущемлённость вызывает горе по поводу того, что и у другого есть то, что есть у тебя. «...В зависти всегда таится сравнение, – утверждал Френсис Бэкон, – а где невозможно сравнение, нет и зависти...» Он отмечал, что зависть может принимать деструктивную форму поведения: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию». По Ф. Бэкону, зависть не знает покоя, ничто, кроме смерти, не может примирить её с добродетелью, «зависть из всех страстей самая упорная и неугомонная», «зависть всегда творит своё дело во мраке и втайне». Разрушительная составляющая в поведении завистника наиболее явно обозначена у Рене Декарта: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражён, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Завистью Рене Декарт называл «порок, представляющий собой природную извращённость», эта извращённость заставляет некоторых досадовать при виде благополучия других. Он считал зависть видом печали, которая возникает, если завистник полагает, что кто-то не заслуживает блага, причём это переживание может относиться как к наличному благу, так и к ожидаемому, «поскольку мнение, что оно наступит, представляет его как уже существующее». Рене Декарт говорил о том, что зависть не должна касаться благ, полученных человеком от рождения, ибо он получил их от Бога. Вместе с тем он оправдывал зависть «справедливую»: «...Если судьба наделяет кого-нибудь благами, которых он действительно недостоин, и если зависть пробуждается в нас только потому, что, питая естественную любовь к справедливости, мы досадуем на то, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить, особенно если благо, которому завидуют у других, такого рода, что в их руках оно может обернуться злом, например, если этим благом является какая-нибудь должность или служба, при исполнении которой они могут дурно поступать. Даже если для себя желают того же блага и обладанию этим благом поставлены препятствия, потому что оно находится у других, менее достойных, зависть все же извинительна...» Аристотель, а вслед за ним и другие, полагал Рене Декарт, считая зависть только пороком, назвали ту зависть, которая не порочна, словом «негодование».

 



 
PR-CY.ru