ЗАВИСТЬ - Страница 5

Из зависти Дедал убил ученика, столкнув со скалы, но злодеяние открылось, и ареопаг приговорил Дедала к смерти. Спасаясь, он бежал на Крит к царю Миносу, где прожил много лет. Он построил знаменитый Лабиринт, в котором невозможно было найти выход. Дочери Миноса Ариадне Дедал дал клубок ниток, который помог Тесею выбраться из Лабиринта. За это Минос заточил Дедала и его сына Икара в Лабиринт. Чтобы бежать, Дедал сделал крылья, скрепив перья воском. Икар, несмотря на предупреждение отца, взлетел слишком высоко, палящие лучи солнца растопили воск, Икар упал в море и погиб в волнах. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает, как Дедал, владеющий многими ремёслами, убил своего талантливого ученика: видя, что юноша очень способен и со временем превзойдет учителя, он столкнул его со скалы. В Античности олицетворениями зависти выступали змея, жаба, медуза, собака, отвратительная старуха – эти символы-образы отражали разные стороны зависти, например, способность змеи менять кожу позволяла видеть в ней различные виды зависти. Демокрит считал, что зависть полагает начало раздору среди людей: если бы один не вредил другому, каждый мог бы жить, как ему угодно, и законы не были бы этому помехой; «завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу». Платон, характеризуя тиранический вид правления и тирана, называл последнего «подлинно рабом величайшей угодливости и рабства, вынужденным льстить самым дурным людям», тиран не может удовлетворить свои вожделения, ему многого недостаёт – «власть неизбежно делает его завистливым». Платоновский Сократ спрашивает собеседника, порождается ли удовольствие по поводу злосчастья друзей завистью, и получает утвердительный ответ – в таком случае зависть есть и страдание души, и удовольствие, заключает он. В платоновской школе зависть определялась как огорчение по поводу благ, которые есть у друзей, и даже тех, которые были у них в прошлом. Аристотель отмечал, что «люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: “Родня умеет и завидовать”» (ср.: «...завистливы близкие родичи и те, кто вместе рос или вместе начинал службу, если вчерашняя родня или ровня их опередит» – Бэкон). Зависти, по Аристотелю, как и другим страстям, сопутствуют удовольствие и страдание; по сравнению со злобной завистью негодование – это «обладание серединой». Цицерон полагал, что завистником является «тот, кому благополучие соседа нимало не мешает, но, тем не менее, причиняет душевную боль».

 



 
PR-CY.ru