ЗАВИСТЬ - Страница 4

Преподобный понял, что сбылось то, чего желала зависть, без горечи он воздал благодарность Богу. Но и на этом не остановилась зависть. Однако Симеон отвечал завистникам добрыми делами: он собрал вокруг себя учеников, создал монастырь. Многие воздерживаются, говорит Тихон Задонский, от мяса и рыбы, но не хотят воздержаться от зависти, так какая же в том польза, если тело не употребляет того, что не запрещено, а душа съедается тем, что под смертной казнью запрещено, ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). А ныне, отмечает Иоанн Златоуст, зависть не считают пороком, поэтому и не заботятся, чтобы избавиться от неё; нужно научиться относиться к зависти как к тяжкому греху, каяться в нём, учит святитель, – если так поступать, то вскоре можно избавиться от этого порока. Только добродетель, противоположная зависти, – любовь к ближнему, сердечная, искренняя, которая «не завидует..., не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13:4), – может предупреждать возникновение этого страшного порока. Любовь к ближнему проявляется в уважении его достоинства, его прав, в почтительности, бескорыстии, добросердечности, сострадательности и т.п. Иоанн Златоуст называет любовь наставницей, создательницей всякой добродетели. И хотя проникает в сердце пагубная страсть – зависть, но любовь, царящая в сердце, заставляет его противиться и побуждает его благодарить Бога, что ближний в благополучии находится, – «тако бо всякое зло внутреннее исцеляется... Нудить бо себе должны мы ко всякому добру, и не что злое сердце хощет, но чего вера и совесть христианская требует, делать». Зависть одолевала человека во все времена и в различных обществах. В древнеегипетском мифе злой и коварный Сет убивает своего брата Осириса, правившего в Египте. Осирис научил людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, обучил их врачебному искусству и проч. Завистливый Сет, желая занять место брата на троне, придумал, как погубить того: с соумышленниками он принёс ящик (саркофаг) на пир по случаю удачного военного похода Осириса и сказал, что ящик будет подарен тому, кому придётся впору. Когда, в свою очередь, Осирис лёг на дно ящика, сподвижники Сета захлопнули крышку, залили свинцом и бросили в воды Нила. Согласно древнегреческому мифу о зависти богов (ср.: «...Зависть чужда сонму богов»), боги ревностно относятся к людскому успеху, благополучию, богатству, человеческому счастью, и если человек преуспевает, и у него всё складывается удачно, то боги могут наказать его из зависти. Другой древнегреческий миф, о Дедале и Икаре, рассказывает, что Дедал, величайший художник и скульптор, мастер и изобретатель, посвятил в тайны своего мастерства племянника Талоса, который превзошёл искусством учителя.

 



 
PR-CY.ru