ЗАВИСТЬ

ЗАВИСТЬ – желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Источником зависти может явиться себялюбие и его порождения – гордость, тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Плоды зависти – соперничество, гнев, зложелательство, вражда, ненависть, ссоры, ложь, клевета и многое другое. Тихон Задонский полагал, что источником и началом зависти является гордость: «...Гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его... Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят». Из зависти денница, «быв до того великим и славным и утверждённым в некоем начальстве ангельской славы..., захотел стать богом, восстав против божественной славы». Таким образом, в начале греха стояла зависть. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека. Из зависти сатана ввёл в грех прародителей человечества. «...Завистью дьявола вошла в мир смерть...» (Прем. 2:24). Зависть – худший вид человеконенавистничества. Она жестокая: завистливый жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, он радуется тогда, когда другой печалится. Священное Писание ставит зависть наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15; см. также: Рим. 1:29; Гал. 5:20). Именно из зависти Каин убил брата Авеля (см.: Быт. 4:3 слл.). Каин «видел честь от Бога и воспламенился ревностью, истребил отличенного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборству, впал в братоубийство», – говорит Василий Великий. «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за своё вменяет неблагополучие!» – уточняет Тихон Задонский. Иоанн Златоуст называет зависть «корнем убийства»: как Каин по зависти убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт. 27:30–41); зависть заставила Лавана преследовать Иакова (Быт. 29:15–29). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жёны ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» – 1 Цар. 18:8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Больше всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и ещё больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение, – так что продали братья его в рабство (Быт. 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия зависти. Последняя из десяти заповедей Ветхого Завета предупреждает от зависти: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5:21).

 



 
PR-CY.ru