ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич - Страница 8

М.Г. Земцов также вместе с И.К. Коробовым и П.М. Еропкиным принимал участие в приспособлении в 1737–1739 гг. под Морской госпиталь Большого (Меншиковского) дворца (1711–1727 гг.) в Ораниенбауме. С 1738 г. М.Г. Земцов служил в Вотчинной канцелярии Царского Села, где вёл наблюдение за строительными работами. В 1741 – начале 1743 гг. составил программу реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля, которая осталась нереализованной. В 1744–1746 гг. построил барочный павильон Эрмитаж в Екатерининском парке (завершён Ф.Б. Растрелли в 1749–1754). Летом 1741 г. выполнил проект дворца с большим регулярным садом для графа Алексея Кирилловича Разумовского (Аничкова, строительство под руководством  Григория Дмитриевича Дмитриева велось уже после смерти М.Г. Земцова, завершён в 1754 г. Ф.Б. Растрелли). В проекте присутствует стремление к монументальности и декоративности, предвосхитившее подобные тенденции елизаветинского барокко. Нереализованным оказался проект парка на Царицыном лугу. С целью оформления коронационных торжеств и ремонта московских дворцов при восшествии на престол императрицы Елизаветы Петровны М.Г. Земцов был командирован в Москву. В 1742 г. по его проекту была возведена деревянная церковь Воскресения Христова рядом с Зимним Анненгофом на территории бывшей Головинской усадьбы на Яузе в Москве. Храм был прямоугольным в плане, с небольшими прямоугольными выступами алтаря и притвора; в 1744 г. на его месте построили каменный храм. Одноимённая, повторявшая план предыдущей церковь была построена М.Г. Земцовым в Покровском, царской усадьбе на Яузе, – по оси дворца, на противоположном берегу реки Рыбинки. Из Москвы он вернулся в 1742 г. смертельно больным. После кончины М.Г. Земцова в Канцелярии от строений осталось 18 моделей, в том числе «церковь св. Андрея, которою положено было строить на Васильевском острову», Преображенский собор, «Куншткамера или Академия», Аничковы триумфальные ворота, «каскад с украшениями», «дом каменный в два апартамента», грот, дом царицы Прасковьи Фёдоровны, конная статуя Константина Великого. Энергия и работоспособность мастера были столь велики, что, по слухам, после кончины его многочисленные обязанности пришлось распределить между 13 архитекторами. Исследователи предполагают, что М.Г. Земцов был похоронен у Сампсониевского собора. По характеристике историка архитектуры Николая Федосьевича Гуляницкого, М.Г. Земцов «наиболее полно воплотил в своём творчестве синкретический характер петровской архитектуры, как бы связав при этом великого преобразователя с последующими периодами… Этот первый русский «птенец» из «гнезда Петрова» сумел синтезировать в архитектуре новые веяния с московскими традициями…, а на фоне посеянной архитекторами-иностранцами разностильности выработать свой почерк, в котором чётко прочитывается устремлённость к известной строгости форм в направлении классицизма при активном использовании ещё барочных средств». М.Г. Земцов первым в России сочетал разработку теоретической основы и столь обширную практическую деятельность в областях собственно архитектуры, градостроительства, паркостроения, оформления интерьеров, производства строительных работ и наблюдения за ними.



 
PR-CY.ru