ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич - Страница 6

Возвращение к пятиглавию символизировало не только обращение к традиции в царствование Елизаветы Петровны, но и стремление к барочной живописности композиции, торжественности облика, усилению декоративного начала. Творчество М.Г. Земцова имело важное значение для процесса «русификации» архитектуры послепетровского времени, сближения «западнических» санкт-петербургских и традиционных московских тенденций в церковном зодчестве. М.Г. Земцов проектировал траурное убранство в Петропавловском соборе по случаю кончины императрицы Анны Иоанновны. По мнению исследователей,  ему принадлежит проект алтарной части Сампсониевского собора. М.Г. Земцов активно участвовал в строительстве общественных и жилых зданий. После Г.И. Маттарнови и Г. Кьявери он, как полагают исследователи, занимался переустройством дома умершей царицы Прасковьи Фёдоровны под Академические палаты (1720–1727 гг.; частично вошли в объём южного пакгауза Биржи). На Троицкой площади М.Г. Земцов завершил строительство начатого Григорием Ивановичем Устиновым здания «мазанковых коллегий» – Сената (1720 г. – не раньше 1722 г., разобраны в 1732 г.), а в 1728–1734 гг. после Н.Ф. Гербеля – отделку парадных залов. Тогда же освидетельствовал башню первого специализированного музейного здания России – санкт-петербургской Кунсткамеры (проект архитектора Г.И. Маттарнови, Университетская набережная, 3). Сооружение в стиле петровского барокко состоит из двух тождественных по внешнему облику симметричных трёхэтажных корпусов. Они связаны сложным по конфигурации центральным объёмом, завершённым многоярусной восьмигранной башней-обсерваторией. М.Г. Земцов заканчивал строительство комплекса Придворного конюшенного ведомства (около 1724 г.; начато Н.Ф. Гербелем), здания Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7; 1734–1742 гг.), где руководил созданием богатой барочной отделки «Петровского» зала заседаний Сената (мастера Иван и Игнатий Росси). В 1721 г. на Троицкой площади по проекту Д. Трезини им была воздвигнута новая, двухъярусная арка с тремя проходами в стиле барокко. М.Г. Земцов также строил триумфальные ворота по случаю возвращения царского двора из Москвы по проекту Д. Трезини у Аничкова и Полицейского мостов (1731–1732 гг.). В 1730 гг. М.Г. Земцов построил для своей семьи (у него было четверо детей) «на свой кошт» каменный дом напротив Гостиного двора (Невский проспект, 46, не сохранился). В те же годы им построен дом Петерсона (Лобановых-Ростовских; Большая Морская улица, 31, перестроен). С апреля 1738 г. М.Г. Земцов строил двухэтажный дом Иоганна Неймана на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки, близкий по типу к образцовым. Двухэтажное здание на подвалах, завершённое высокой черепичной крышей, украшали пилястры и фигурные барочные наличники, но в целом декор носил сдержанный характер.

 



 
PR-CY.ru