ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич - Страница 3

М.Г. Земцов проявил себя как видный мастер церковного зодчества. В 1724–1730 гг. закончил сооружение второй церкви во имя преподобного Исаакия Далматского, начатое в 1717 г. Г.И. Маттарнови: достроил колокольню и занимался отделкой интерьера, включая иконостас (разобрана в начале 1760 гг.). Проектировал главные храмы Охты, окраинного района Санкт-Петербурга. В 1729–1731 гг. под началом М.Г. Земцова соорудили каменную трёхпрестольную церковь Святой Троицы, рядом с ней в 1740 г. – деревянную Покровскую церковь (разобраны в связи со строительством новых храмов соответственно в 1837 и 1746 гг.). С 1732–1733 гг. был архитектором Александро-Невского монастыря вместо Теодора Швертфегера, руководил строительством до 1735 г. Исследователи полагают, что ещё в 1725–1727 гг. он участвовал в сооружении юго-восточного (впоследствии Феодоровского) корпуса. В 1740–1743 гг. выполнял ряд надзорных работ в монастыре; обнаружил ошибки при проектировании сводов строившегося Троицкого собора, который пришлось разобрать в 1753 г. Церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ул. Моховая, 46) представляет собой единственное сохранившееся без значительных изменений наружного облика произведение М.Г. Земцова. На месте деревянной церкви, созданной в 1712–1714 гг., по повелению императрицы Анны Иоанновны М.Г. Земцовым и его помощником И.Я. Бланком был возведён новый, трёхпридельный каменный храм (1731–1734 гг.). 27 января 1734 г. состоялось его торжественное освящение архиепископом Феофаном (Прокоповичем) в присутствии государыни. Главный алтарь был освящён во имя праведных Симеона и Анны – небесной покровительницы императрицы, правый – во имя архангела Михаила, левый – во имя Ефрема Сирина, память которого приходится на день рождения Анны Иоанновны. Трёхчастный храм восходит к характерному типу посадского храма второй половины XVII в. (близкий к центричному основной объём, трапезная и колокольня над притвором по оси). Объёмно-пространственное решение определяет мотив восьмерика на четверике: над массивным основным восьмериком возведён дополнительный малый восьмерик, завершённый малой луковичной главкой. Фасады растянутого в ширину четверика завершены так называемыми полуглавиями, апсида полуциркульная в плане. М.Г. Земцов увеличил размер купола и приблизил его к колокольне, сделав композицию более цельной и центричной, чем в Петропавловском соборе, построенном Д. Трезини. Для петровской архитектуры характерны трёхнефный тип здания с высокой (пятиярусной) колокольней, увенчанной шпилем (высота 47 м), завершение вытянутого горизонтального объёма крышей с переломом, ритмическая организация фасадов с помощью пилястр. Стены церкви и первого яруса колокольни оформлены пилястрами римско-дорического ордера. На верхних ярусах колокольни и на барабане купола, обработанном сдвоенными пилястрами, применены ионический и коринфский ордеры. Боковые колонные портики Симеоновской церкви, на которых покоятся балконы, напоминают боковые порталы церкви архангела Гавриила в Москве (так называмой Меншиковой башни, 1705–1707 гг.). Многочисленные фасадные резные деревянные статуи утрачены. В строгости композиции, трактовке ордера и рисунке наличников присутствуют классицистические мотивы.

 



 
PR-CY.ru