ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ - Страница 2

Хиротония первого Селенгинского епископа Вениамина (Благонравова) состоялась 20 мая 1862 г., тогда же он официально стал начальником Забайкальской духовной миссии. Епископ Вениамин считал, что миссионерская деятельность должна сочетаться с русификацией бурят, что приведёт к повышению их жизненного уровня и уменьшит влияние буддийских лам, большую роль в этом процессе он отводил школам. Он пригласил к сотрудничеству опытных людей, в состав миссии вошли 11 миссионеров, восемь послушников и три причётника, кроме того, миссионерские обязанности выполняли четыре приходских священника. В местах, заселённых бурятами и эвенками, было создано около десятка миссионерских станов. При них строились церкви (иногда перестраивались из уже существовавших часовен), открывались церковноприходские школы, священники обязывались проповедовать христианство среди ламаистов и шаманистов. В Баргузинской долине распространению православия помогали владельцы золотых приисков. Здесь был открыт стан при слиянии рек Витимкана и Чины с отделениями в Улюнском и Курумканском станах (позднее они стали самостоятельными), к 1880 г. было крещено около 1 тыс. эвенков. После землетрясения 1861 г. и наводнения, когда пять бурятских улусов оказались под водой, стан был основан во вновь построенном селении Корсакове, к 1885 г. крещено более 4 тыс. человек. В стане близ Закаменской инородческой управы к 1885 г. удалось окрестить только 200 человек. Селенгинский стан был основан при Селенгинской степной думе, сложность работы заключалась в том, что здесь действовали 12 буддийских монастырей и резиденция Пандито хамбо-ламы Российской империи. Стан на озере Баунт был открыт в местности, где у эвенков ежегодно происходили общественные собрания (сугланы) и ярмарки. Тугнуйский стан находился в центре кочевий бурят, в отдалении от других станов. Анинский стан возник близ Хоринской степной думы, в районе наиболее плотного расселения бурят. В Посольском монастыре в 1862 г. было открыто миссионерское училище для подготовки мальчиков-бурят к миссионерскому служению. В 1868 г. в училище обучалось 20 человек, в 1879 г. было открыто отделение для девочек. По качеству обучения и количеству учеников училище превосходило все школы при миссионерских станах, из его стен вышло немало учителей и священнослужителей. При Посольском монастыре за стенами ограды была открыта миссионерская богадельня с полным содержанием на 20 человек для больных, престарелых и убогих из новокрещёных. В миссии издавались религиозно-нравственные сочинения на бурятском языке. Среди миссионеров, сподвижников епископа Вениамина, выделялись иеромонах Платон (Данилов), священники Николай Благообразов, Феодор Альбицкий, Пётр Митропольский, Алексий Малков, Иннокентий Шастин. Протоиерей Николай Доржиев предложил Святейшему Синоду объединить Забайкальскую и Иркутскую миссии, работавшие с бурятами, но Синод не принял эту программу. Пребывание центра Забайкальской духовной миссии при Посольском монастыре способствовало, в первую очередь, христианизации населения в устье Селенги и соседних районах (Селенгинский, Верхнеудинский и Баргузинский уезды), состоявшего преимущественно из местных крещёных бурят и незначительного количества пришлых русских.

 



 
PR-CY.ru