ЗАКАРПАТЬЕ - Страница 10

В 1850–1860 гг. в Закарпатье активно развивалась карпаторосская культура, об этом периоде исследователи говорят как о времени национального возрождения. Большинство карпаторосских деятелей рассматривали русинов Закарпатья как западную ветвь единого восточнославянского (русского) народа и сочувствовали идее славянской взаимности. На тот момент украинофильство в их среде распространения не получило. Один из «будителей» русинов, униатский священник Александр Васильевич Духнович (1803–1865 гг.), издал первый карпаторосский литературный альманах в форме календаря «Поздравление русинов на 1850 г.», в котором опубликовано стихотворение «Вручанiе» («Я Русин был, есмь и буду»), выразившее патриотическое кредо русинов. Другое стихотворение А.В. Духновича («Подкарпатские русины, оставьте глубокий сон!») стало их национальным гимном. В 1850 г. он основал в городе Эперьеш (Пряшев; ныне Прешов, Словакия) первое литературно-культурное общество подкарпатских русинов «Литературное заведение Пряшевское». Его члены стремились объединить литературные силы русинов, создать типографию с кириллическим шрифтом, издавать журнал и основать музей карпаторосской культуры. «Заведение», прообраз карпаторосской «Матицы», было закрыто императорским указом в 1853 г. В 1862 г. в Эперьеше начало работу Общество Иоанна Крестителя, насчитывавшее около 400 членов, первым председателем которого избрали А.И. Добрянского-Сачурова. В 1866 г. в Унгваре развернуло активную деятельность Общество Василия Великого, созданное для русинов по образцу «Матицы» словацкой и объединившее свыше 700 человек. Главной целью этих организаций было издание учебников для народных школ, а также газет и ежегодных литературных альманахов. Деятелями карпаторосского национального возрождения были многие писатели и учёные, такие как А.В. Духнович, Александр Иванович Павлович, Иван Иванович Раковский, Юлий Иванович Ставровский-Попрадов, Анатолий Кралицкий и др. Все они были униатскими священниками и преимущественно русофилами. 8 февраля 1867 г. императорским указом было образовано государство Австро-Венгрия и тем самым восстановлена правовая и историческая преемственность Венгерского королевства. Венгерское государственное собрание в своей законодательной деятельности взяло курс на централизацию Венгерского королевства и мадьяризацию местных народностей. Греко-католическая церковь во главе с Мукачевским епископом Стефаном Панковичем (1867–1874 гг.) постепенно становилась в Закарпатье орудием ассимиляции русинов. Церковные власти всячески препятствовали деятельности карпаторосских просветительных обществ, язык русинов был устранён из преподавания в гимназиях. В 1907 г. венгерским парламентом были приняты так называемые школьные законы Аппоньи (названные по имени министра школ и культов графа Альберта Георга Аппоньи), фактически окончательно ликвидировавшие школьную систему немадьярских меньшинств. Вследствие тяжёлой социально-экономической ситуации в Закарпатье в конце XIX в. началась массовая эмиграция русинов в США. В 1897 г. венгерское правительство приступило к осуществлению «Верховинской экономической акции», программы модернизации закарпатского села, реализации которой помешала Первая мировая война.

 



 
PR-CY.ru