ЗАКАРПАТЬЕ - Страница 7

При чешско-венгерском короле Владиславе (Уласло II) Ягеллоне (1490–1516 гг.) Закарпатье вошло в область, которая находилась под управлением Яноша Корвина, побочного сына короля Матьяша. При этом мукачевские замок и доминия перешли в его собственность. XIV – начало XVI вв. было временем внутренней стабильности в Закарпатье. 29 августа 1526 г. состоялась битва у города Мохач, когда войска турецкого султана Сулеймана I разгромили армию короля Венгрии и Чехии Лайоша II, погибшего в бою. После Мохачской битвы в Венгрии началась борьба за королевскую корону. 11 ноября большая часть дворянства избрала на престол Яноша Запойяи (1526–1540 гг.), поддержанного турецким султаном, который захватил Трансильванию, превратив её в вассальное княжество. 17 декабря 1526 г. магнаты западной и северной частей королевства на собрании в Пожони (ныне Братислава) провозгласили королём Фердинанда I Габсбурга (1526–1564 гг.). Между группировками шла война. К 1560 гг. территория Венгерского королевства была разделена: к владениям Габсбургов присоединились населённые восточными славянами закарпатские комитаты Унг, Берег и Угоча. Мараморош был присоединён к вассальному по отношению к султану Трансильванскому княжеству. Территория Закарпатья стала ареной частых военных действий между венгерским дворянством, группировавшимся вокруг трансильванских князей, и Габсбургами. С 1530 гг. в Закарпатье, в основном, среди мелкой и средней венгерской шляхты распространялась Реформация, преимущественно в форме кальвинизма. К концу XVI в. к кальвинизму присоединилось всё венгерское население комитатов Унг, Берег, Угоча и часть населения Марамороша. Начавшаяся в первые годы XVII в. Контрреформация затронула Закарпатье, в том числе его православное население, в отношении которого католики осуществляли активную прозелитическую деятельность. Православная церковь в Закарпатье находилась в этот период в упадке: социальное положение православного духовенства почти не отличалось от положения их преимущественно сельской паствы; клирики, так же как и крестьяне, были обязаны нести феодальные повинности в пользу землевладельцев. На протяжении первой половины XVII в. венгерские магнаты в Закарпатье и некоторые епископы, занимавшие Мукачевскую кафедру, пытались заключить унию, но наталкивались на сопротивление паствы и резкое противодействие трансильванских правителей-протестантов, владевших двумя третями территории края. Вследствие этого униатские деятели перебрались в Унгвар под защиту католиков Другетов. 24 апреля 1646 г. в замке в Унгваре А. Другет (Якушич) при поддержке владелицы замка и её брата католического епископа Эгерского Дьёрдя Якушича заключил унию, в соответствии с которой Мукачевская православная епархия перешла в юрисдикцию папы Римского (в 1780 г. униатская Мукачевская кафедра перенесена в Унгвар с сохранением прежнего названия). С православной стороны унию заключили 63 священника (при общем числе священнослужителей епархии около 600 человек). Ужгородскую унию признало православное духовенство комитатов Унг, Шарош и Земплен, к 1664 г. – комитатов Берег и Угоча. Дольше всего православие сохранялось в Марамороше, где распространению унии препятствовали поддерживавшие протестантов трансильванские князья.

 



 
PR-CY.ru