ЗАКАРПАТЬЕ - Страница 6

В августе 1391 г. Константинопольский патриарх Антоний IV даровал Мараморошскому Михаило-Архангельскому монастырю ставропигию, его настоятели получили сан экзарха подчинённой монастырю области, включавшей комитаты Берег, Унг, Угоча, Мараморош. Игумены Мараморошского монастыря должны были «надзирать за иереями этих местностей», имели право «церковного суда над ними» и должны были поучать там паству. Эта привилегия была дарована обители по просьбе её ктиторов – представителей православной молдавской знати Балицы и Драгоша, вассалов венгерского короля, владения которых располагались в Марамороше. Тогда же патриарх поручил управление Галицкой митрополией (восстановлена в 1370 г.) иеромонаху Симеону, опека над которым была возложена на Балицу и Драгоша, им же патриарх предоставлял право выбрать преемника Симеона («Русская историческая библиотека», том 6). Исходя из этих документов, исследователи предполагают, что в XIV в. православное население юго-восточной части Закарпатья подчинялось Галицким митрополитам. Сведения о существовании славянской типографии в Мараморошском монастыре в XV–XVI вв. документами не подтверждаются. К концу XIV – началу XV вв. относятся сведения о существовании другого православного центра в Закарпатье – мукачевского во имя святого Николая монастыря, ктиторами которого являлись князь Феодор Кориатович и его жена княгиня Ольга, князь был похоронен в обители (в середине XV в. в монастыре была изготовлена поддельная грамота от имени князя Феодора, по которой в собственность обители переходили виноградники, земли и селения в Мукачевской доминии). К 1491 г. относится первое упоминание о православной Мукачевской епархии во главе с епископом Иоанном, который одновременно был настоятелем мукачевского Никольского монастыря. До 1770 г. в обители располагалась кафедра Мукачевских архиереев (до 1646 г. православных, позднее униатских). Мукачевскому епископу не подчинялись православные, состоявшие в юрисдикции настоятеля Мараморошского Михаило-Архангельского монастыря. Объединение двух центров православия в Закарпатье произошло в 1556 г., когда князь Трансильвании Стефан Баторий (впоследствии польский король) подчинил Мараморошский монастырь Мукачевскому епископу Илариону. Увеличение феодальных повинностей и отмена права свободного перехода вызвали в 1436–1437 гг. в Закарпатье крестьянское восстание (по времени оно совпадает с выступлением крестьян на Подольской земле в 1431–1438 гг., что свидетельствует о влиянии на Закарпатье соседних регионов). При польском и венгерском короле Владиславе Варненчике (Уласло I Ягеллон; 1440–1444 гг.) Закарпатье присоединилось к владениям трансильванского магната Яноша Хуньяди (Корвина), позднее ставшего правителем Венгрии (1446–1452 гг.). Сын Яноша Хуньяди, Матьяш, в 1458 г. был избран венгерским королём (правил до 1490 г.). В борьбе с магнатами Матьяш сделал ставку на города. Он подтвердил данные его предшественниками городские привилегии, в том числе Мукачеву, Севлюшу и Берегсасу. Король хотел, чтобы сельское население Закарпатья охраняло границы, имея статус свободного сословия.

 



 
PR-CY.ru