ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование в первую неделю после Успения Пресвятой Богородицы) – местночтимый чудотворный образ, связанный с историей мужского монастыря святителя Иоанна Милостивого в селе Малые Загайцы Шумского района Тернопольской области (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во второй четверти XVII в. вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620–1631 гг.) в своём имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII в. потомки Ярмолинской отступили от православной веры. С 1709 г. монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 г. стал униатским. В 1749 г. владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божьей Матери с Младенцем, которая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена Иова Почаевского (1550–1651 гг.). В 1794 г. монастырь возвращён в лоно православия и существовал до упразднения в 1964 г. (официально открыт 18 октября 2007 г.). Празднование Загаецкой иконы было установлено в 1933 г. в первую неделю после Успения Пресвятой Богородицы. Образ сохранялся в церкви во имя Александрийского патриарха Иоанна Милостивого (заложена в камне около 1636 г.), до 2006 г., когда в ночь на 23 января, во время вооружённого ограбления монастыря, Загаецкая икона была похищена. Место её пребывания до настоящего времени исследователям неизвестно. На Загаецкой иконе (размеры 50х80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно. Младенец правой ручкой именославно благословляет, а левой прижимает к груди вертикально поставленный кодекс; из-под длинного хитона видны стопы, причём стопа правой ножки развёрнута наружу, как на Тихвинской иконе Божьей Матери. Никодим Павлович Кондаков указал на идентичность иконографии Загаецкой иконы иконографии чудотворного образа конца X или первой половины XI в. в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (лишь с той разницей, что римский образ ростовой), который является древнейшим списком Одигитрии. Н.П. Кондаков также отметил, что икона Загаецкого монастыря известна ему как «Славящаяся милостями». Несмотря на потемнение красочного слоя Загаецкой иконы, выполненного маслом, просматривается тонкая цветовая нюансировка в письме ликов академического стиля. По мнению исследователей, икона поновлялась в период создания для неё оклада. Серебряный позолоченный оклад барочной стилистики исследователи датируют серединой XVIII в. Чеканом в рельефе искусно переданы складки одежд, характер тканей. В верхней части оклада у головы Богоматери, увенчанной, как и у Младенца, короной, помещены изображения двух ангелов, молитвенно указующих на Пресвятую Богородицу.

 
PR-CY.ru