ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской (затем Свердловской епархии) названо по городу Златоусту (ныне город областного подчинения в Челябинской области, образованной в 1934 г.). Попытки создания викариатства в Уфимской епархии с целью укрепления миссионерского дела среди населявших её неправославных народов предпринимались с первых лет XX в. По Всероссийской переписи 1897 г., из 2,2 млн. человек, проживавших в Уфимской губернии, православие исповедовали около 40%. В начале XX в. в Уфимской епархии был разработан проект «внешней и внутренней миссии». Святейший Синод одобрил проект и определением от 12–23 июля 1910 г. учредил Уфимскую православную миссию, которая должна была действовать по специально разработанной программе, финансируемой Синодом, под покровительством великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В епархии были учреждены должности двух епархиальных миссионеров-проповедников (для проповеди среди мусульман и среди язычников) и четырёх уездных миссионеров; с осени 1910 г. в ряде мужских и женских монастырей стали проводиться краткосрочные миссионерские курсы – для крещёных татар, чувашей, мордвы и марийцев (черемисов), – а также курсы по расколо-сектантской миссии. В связи с большим объёмом работы миссии Уфимский и Мензелинский епископ Нафанаил (Троицкий) в начале 1911 г. поднял вопрос об учреждении в Уфе кафедры викарного епископа для заведования миссионерской работой. В представлении Синоду в 1911 г. епископ Нафанаил писал: «По вероисповеданию население епархии разделяется на православных – 1 350 000, раскольников – около 50–60 000, магометан – 1 600 000, язычников около 200 000, католиков около 4000, лютеран 6000 и евреев 1500. В числе православных насчитывается татар 47 000, чуваш 67 000, вотяков 1045, мордвы 42 000 и черемис 3150. Из вышеприведенной справки явствует, что Уфимская епархия по преимуществу инородческая по населению и миссионерская по характеру епископского надзора и управления… В настоящее время управление Уфимской епархией вызывает чрезвычайно напряжённую миссионерскую работу, осложняемую многочисленностью дел административных, духовно-учебных и школьных; эти обстоятельства приводят к необходимости в целях наилучшего управления епархией иметь епархиальному Преосвященному сотрудника в лице викарного епископа». Синод ответил на прошение отказом из-за отсутствия средств, при этом было указано, что в случае изыскания требуемых сумм в Уфимской епархии вопрос в будущем мог бы решиться положительно. В августе 1912 г. Уфимский епископ Михей (Алексеев) вновь возбудил ходатайство об открытии викариатства, при этом в качестве источников финансирования из местных средств указывались: уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, мензелинский во имя пророка Илии, бирский Свято-Троицкий и Покрова Пресвятой Богородицы (Эннатский) женский монастыри, епархиальное братство Воскресения Христова и епархиальный съезд духовенства. Несмотря на согласие монастырей и епархиальных учреждений финансировать викариатство, 19 января 1913 г. Синод отклонил ходатайство епископа Михея, признав затраты слишком обременительными.

 



 
PR-CY.ru