ЗАДОНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 11

В 1632 г. новый игумен Прохор просил царя Михаила Фёдоровича вернуть в состав монастырских земель починок Елисеевский, которым раньше монастырь владел совместно с Тюниным, скончавшимся в том же году. Братья умершего «Федот да Олфер да Богдан» заняли «выморочное владение», которое Задонский монастырь считал своим. Впоследствии земля была возвращена обители (Выпись 7204 (1706) г. из Писцовых книг Елецкого уезда Засосенского стана Тёшевского Задонского монастыря Сретение Пресвятой Богородицы Владимирскому игумену Трифону с братею на монастырскую вотчину // Воронежская старина. 1903 г.). К 1641 г. в монастырской слободке насчитывалось 47 крестьянских и 11 бобыльских дворов, к 1658 г. – 39 крестьянских дворов, к 1676 г. – 25 крестьянских и шесть бобыльских дворов, «да в приходе… три двора детей боярских, двадцать шесть дворов крестьянских, к 1678 г. – 41 крестьянский и бобыльский двор, к 1698 г. – 34 крестьянских и бобыльских двора». Земельное состояние соответствовало указанному в елецких писцовых книгах 1628–1630 гг. и с учётом возвращённого починка Елисеевского составляло 381 четверть земли (около 200 га). В конце XVII в. лавки, огороды и гуменники занимали площадь 57 десятин, крестьянские усадьбы и выгон – 225 десятин. Монастырь имел 401 четь (около 200 десятин) пахотной земли, 46,5 десятины сенных покосов и рыбные ловли по берегам Дона. Всё выращенное расходовалось на монастырские нужды. С засеваемой земли Задонский монастырь получал 11 руб. 70 коп. дохода. За обителью числились сенокосы, мельницы, торги и перевоз. Главная мельница приводилась в действие запруженными водами Тёшевки, «пока та не иссохла до такой степени, что и запруда потеряла смысл». Под торгом подразумевалось участие в ярмарке на берегу Дона, проходившей 26 августа, в день престольного праздника. Монастырю принадлежало «15 лавчонок на приезде для торгу на праздник Владимирской иконы Божией Матери», когда «из разных городов разных чинов люди торгуют один день». Получаемое из монастырской казны ежегодное денежное жалованье составляло: игумену – 2 руб., двум иеромонахам – по 40 алтын (1,2 руб.), дьякону – 20 алтын (60 коп.), десяти монахам – по полтине, пяти другим монахам и трём трудникам – по 30 коп. Расход церковного вина – три ведра в год. В конце XVII в. основным источником доходов был перевоз через Дон на Большой Московской дороге, отданный Задонскому монастырю в 1694 г. на откуп без выплат оброка и содержавшийся на его средства. Обслуживали перевоз три наёмных работника, получавшие по 1,5 руб. в год, а также «свои крестьяне». На рубеже XVII и XVIII вв. в связи с сооружением верфей для флота России оживилось движение мимо Задонского монастыря, перевоз стал главным местом переправы через Дон во всей округе и приносил обители в год 15 руб. дохода. Но с 1704 г. доходность упала, т.к. Задонский монастырь стал платить оброк и часто перевозил государевых людей через реку бесплатно. По указу Петра I в 1700 г. «учредить почту по станом от Москвы... от Ельца до Дону, от Дону до Хлевного...» дорога стала почтовым трактом, что привело к значительному снижению доходности переправы. В начале XVIII в. уменьшилось количество дворов монастырских крестьян: в 1702 г. осталось 34 двора, в 1706 г. насчитывалось «в слободе 28 дворов крестьянских людей, в них 116 человек, 4 человека в бегах, четыре двора бобыльских людей, в них 7 человек…».

 



 
PR-CY.ru